Русская орфография
Понятие об орфографии
В результате длительного развития русское письмо, постепенно приспособляясь к языковому строю, сложилось в определенную систему, функционирующую в виде графики и орфографии, которые находятся в тесном взаимодействии.
Для письменного общения недостаточно располагать одной графикой. Пользуясь только графической системой, пишущий может передать на письме звуковую оболочку, например, слова поход по-разному: "поход", "паход", "пахот", "похот". Из этих четырех графических вариантов общепринятым, орфографически правильным, является только первый - поход.
Звуковая система языка всегда значительно сложнее его графической системы (ср. многообразие звуков речи и ограниченное количество букв в алфавите). Вследствие этого между первой и второй нет и не может быть полного соответствия. Между звуковой системой языка и графикой существуют своеобразные взаимоотношения, которые регулируются правилами, обязательными для всех, пользующихся письмом на данном языке.
Система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносе слов называется орфографией (греч. orthos - прямой, правильный и grapho-пишу), или правописанием. Пользуясь средствами графики, орфография устанавливает единообразное написание слов и их грамматических форм. Благодаря орфографии слова и их формы получают единый графический образ, который обычно связывается с определенным значением без посредства звуковой стороны слов и форм.
Практическая роль орфографии - служить средством письменного языкового общения - делает орфографию социально значимой. Хотя для орфографии является вполне естественным постоянное отставание от развития звуковой системы языка, действующие орфографические правила остаются одинаково обязательными для всех пишущих, так как только при этом условии возможно вполне свободное общение между членами общества при помощи письменной речи.
Морфологический характер русского правописания
Современная русская орфография передает нашу речь путем обозначения буквами ее звуковой стороны, и в этом смысле наша орфография фонетична. Однако в русском письме речевой единицей, обозначаемой единым постоянным начертанием, является не отдельный звук, а целая морфема в том ее звучании, какое ей свойственно в положении, фонетически наиболее независимом: хор - хорист - хоровой; звучания: [хор] - [х?рист] - [хър?во]. Приведенные слова имеют общую морфему хор- (корень), которая произносится различно: [хор] - [х?р] - [хър] (в зависимости от ударения), но имеет единое постоянное начертание - хор. Это значит, что русская орфография построена на морфологическом принципе.
Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.
Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней (ср.: ход, ходок, ходовой - [хот], [х?д]ок, [хъд]овой); суффиксов (ср.: дубовый, липовый - дуб[ов]ый, лип[ъв]ый); приставок (ср.: подписать, подпись - [път]писать, [пот]пись) и окончаний (ср.: на реке, на речке - на рек[е], на речк[ь]).
Связь написания морфем с произношением выражается в том, что звуковой состав морфем передается буквами отдельно для каждого звука в наиболее дифференцированном положении звуков: гласные наиболее дифференцированны под ударением, согласные - в положении перед гласными, сонорными согласными и [в]. Так создается единый графический образ морфем как носителей известного значения, без воспроизведения их конкретного звукового состава, частичные изменения которого не отражаются на присущем морфеме значении.
При широко развитой в русском языке системе внутриморфемного чередования звуков и при морфологической сложности большинства русских слов, морфологический принцип правописания (единообразное обозначение на письме морфем) представляет собой ценнейшее качество русской орфографии.
Отступления от морфологического принципа правописания
Фонетические написания
Наряду с морфологическим принципом, который занимает ведущее положение в русском правописании, применяются так называемые фонетические написания, представляющие отступления от морфологического принципа. В этих случаях единство написания морфем не выдерживается и морфема в разных условиях своего употребления пишется по-разному.
На общем фоне морфологических написаний фонетические написания представляют небольшое количество разрозненных примеров.
В написании корней:
1) передача на письме исторических чередований в области корневых гласных и согласных (ср.: заря - зори, расти - рост и др.; запереть - запирать, сжечь - сжигать и т.п.);
2) написание ы вместо и в корнях, начинающихся с и, после приставок (ср. искать - подыскать и т.п.);
В написании суффиксов:
1) написание о - е после шипящих в суффиксах имен существительных, прилагательных и наречий (ср.: орешек - грешок, грошовый - грушевый, ярче - горячо и т.п.);
2) написание ы после ц в суффиксе -ын прилагательных притяжательных (ср.: Сережин - сестрицын и т.п.);
3) написание о - е после ц в суффиксах прилагательных и глаголов (ср.: ситцевый - песцовый, танцевать - вытанцовывать).
В написании окончаний:
1) написание о - е в падежных окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц (ср.: кожей - межой, мужем - ужом, зайцем - яйцом и т.п.);
2) обозначение окончаний, начинающихся с гласного звука, в соответствии со слоговым характером графики (ср.: дном - днем, полом - полем и т.п.);
3) написание окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) (ср.: больной, красный, синий).
В написании приставок:
1) написание приставок с конечным з (ср.: разжать - расшить и др.);
2) написание приставки раз- с буквами о и я (ср.: распустить и роспуск);
3) написание только двух с и н при стечении трех звуков - в приставке или суффиксе (одного) и в корне (двух) (ср.: ссудный - бессудный, ванна - ванная и т.п.).
Традиционные и дифференцирующие написания
К нарушениям морфологического принципа правописания относятся также традиционные и дифференцирующие написания.
Традиционные написания, иначе исторические, являются пережитками прошлого, требующими для уяснения своего правописания справок из истории языка и письма.
В прошлом такие написания в большинстве случаев имели фонетический характер и вследствие изменения фонетической системы языка потеряли опору в произношении, стали необъяснимыми с точки зрения современных живых связей в языке. Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова, но могут и не соответствовать ей.
Традиционным написанием, не мотивированным с точки зрения современных языковых закономерностей, является употребление буквы ц после твердых шипящих ж, ш и ц. В древнерусском языке, когда звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими, современное написание звукосочетаний [жи], [ши], [ци] (жить, шить, панцирь) соответствовало произношению.
Вследствие проникновения в литературный язык аканья стали традиционными написания: калач, кавычки, карман, стакан, паром, славяне, ястреб т.п. Перечисленные слова имеют традиционное написание, противоречащее их этимологии.
Дифференцирующими написаниями называются написания таких двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение. Такие написания помогают зрительно различать омофоны.
Примерами дифференцирующих написаний являются: ожег (глагол в прош. врем.) и ожог (имя сущ.), туш (м. р.) и тушь (ж. р.), плач (имя сущ.) и плачь (пов. накл. глагола) и т.п.