О значении дистанционного образования
Бабкина Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В редакции Федерального закона «Об образовании» «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»
В современном мире постепенно стираются границы между городами, странами. Человек может свободно перемещаться по земному шару, работая или отдыхая в самых отдаленных его точках. Учащиеся получают возможность получать образование не только в школе «по месту жительства», но и в совершенно иных местах: ходить на курсы, заниматься с репетиторами, учиться онлайн. Поэтому, на мой взгляд, дистанционное обучение – это обучение будущего. На данный момент дистанционное обучение, на мой взгляд, прежде всего ассоциируется с детьми-инвалидами, которые в силу особенностей своего здоровья не могут посещать учебные заведения, и с взрослыми, которые не могут посещать учебные заведения в связи с рабочей или иной занятостью. И гораздо проще включить монитор компьютера и получить необходимую информацию «здесь и сейчас».
Последние несколько лет идея ДО переживает настоящий бум. Тому есть свои причины. Безусловно, основным двигателем ДО является развитие компьютерной техники и, что более важно, развитие коммуникационных технологий. Кроме того, ДО имеет ряд преимуществ перед традиционными видами обучения: это относительная дешевизна (не нужно держать внушительный штат преподавателей — одну лекцию могут одновременно слушать миллионы студентов во всех уголках земного шара, нет нужды в огромных помещениях для проведения лекций), а также мобильность — возможность в короткие сроки внести в программу обучения необходимые изменения и дополнения. Исходя из этого можно сделать вывод о доступности такого вида обучения для большого числа людей. Все, что необходимо, — мультимедийный компьютер с соответствующим программным обеспечением и доступ в Internet (желательно постоянное соединение). Сейчас эти требования уже не являются невыполнимыми. Кроме того, ДО интернационально: можно, к примеру, получить диплом колледжа Fuqua School of Business Университета Дюка, не выходя из своей квартиры. Естественно, для обучения необходимо знание английского языка. По прогнозам ученых, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем веке — недаром его называют «образованием будущего».
Р.З. Валеева в научно-практическом журнале «Гуманитарные научные исследования» отмечает, что «в связи с совершенствованием новых информационных технологий дистанционное обучение получает широкое развитие и в нашей стране. Реальные потребности дистанционного образования в России заставляют все большее количество образовательных учреждений в сфере высшего образования внедрять элементы дистанционного обучения. Ведущие российские вузы предлагают данную форму обучения как по различным специальностям, так и по отдельным дисциплинам. Использование дистанционных технологий эффективно дополняет и расширяет традиционные формы организации образовательного процесса».
Можно отметить преимущества данной формы обучения:
Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материального положения обучающегося.
Возможности одновременного обращения ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) большого количества обучающихся; возможности постоянного доступа обучающихся к учебному материалу.
Возможности студентов в выстраивании индивидуальной образовательной траектории; в управлении временем, затрачиваемым на изучение дисциплин в рамках учебного года; в управлении последовательностью изучения дисциплин в рамках учебного года в соответствии со своей внутренней логикой и интересами.
Формирование у студентов самостоятельности; их познавательной мотивации, развития умений добывать информацию из разнообразных источников, развития навыков проектной деятельности, качественного выполнения трудоемких работ исследовательского или творческого характера за счет расширения временных рамок
Эргономичность и экономичность данной формы обучения.
Признавая значимую эффективность использования дистанционного обучения, необходимо указать на серьезные проблемы в организации данной формы образования. «Внедрение дистанционного обучения будет связано с огромными интеллектуальными усилиями и материальными затратами. Фактически речь идет о замене педагогической системы на новую, существенно отличающуюся от действующей» :
Ограниченные возможности постоянного личного, субъект-субъектного взаимодействия с преподавателем, т.е. серьезно сужаются условия для создания особой эмоциональной атмосферы, благопрятного психологического климата обучения.
Необходимость в обеспечении разработанных преподавателями вуза комплектов учебно-методических комплексов (кейсов) специально для организации дистанционного обучения. Специальный учебно-методический комплекс (кейс) состоит из учебного плана обучающегося; программы по учебной дисциплине или учебному курсу; учебника по соответствующей дисциплине или учебному курсу; практикума или практического пособия; тестовых материалов для контроля качества усвоения материала, методических рекомендаций для обучающегося по изучению соответствующей учебной дисциплины или учебного курса; организации самоконтроля, текущего контроля; учебных (дидактических) пособий и задачников.