Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Концепция одарённости

Научно-методическое обоснование работы с одарёнными детьми

Составитель Гольман Юлия Ивановна, зам. директора по УВР

МОУ СОШ №2 им. 37 ГСД Красной Армии

2011/2012учебный год

  1.  Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные тех­нологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неорди­нарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких тех­нологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуаль­ного потенциала общества.

В нашей стране в рамках президентской программы «Одарен­ные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие дос­тижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педа­гогические и психологические трудности, обусловленные разнооб­разием видов одаренности, множеством противоречивых теорети­ческих подходов и методов, вариативностью современного образо­вания, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подго­товленных к работе с одаренными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику их обучения и развития в системе дошколь­ного и школьного (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) об­разования и т. п.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы рабо­ты с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Попытаемся осветить состояние данной проблемы в теории, то есть те концепции (подходы), на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одаренными детьми, а также рассказать о том, как может быть организован процесс развития и обучения детей «с признаками одаренности» в условиях общеобра­зовательной школы. Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под целостной системой. Это прежде всего целевые (це­ли), содержательные (содержание материала, отраженное в учеб­ных планах, программах, учебниках и других нормативных доку­ментах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

 

В истории исследования категории одаренности сложились че­тыре взаимодополняющие концепции:

 

1)  понимание одаренности как высокого уровня развития сис­темы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с по­мощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись моти­вация и воля (Г. Мюнстерберг, Г. И. Россолимо, В. Мёде и Пиорковский, У. Штерн и др.);

 

2)  отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна, Г. Айзенка, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.);

 

3) рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциаль­ных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепло­вым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.);

 

4) соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской актив­ности ребенка; в возможностях легкого и творческого учения; в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.

 

 

В нашей стране как в теоретическом, так и в прикладном плане наиболее разработанными оказались проблемы специальных спо­собностей. Для этих целей созданы и успешно работают специали­зированные школы - математические, музыкальные, спортивные и другие. Разрабатывались и реализовывались дидактические систе­мы для развития умственных способностей, выявленных с помо­щью тестов. В то же время проблема выявления и развития творче­ского потенциала детей разрабатывалась в меньшей степени. В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов и др.). Различа­ют общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые ле­жат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих ви­дах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, худо­жественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Согласно исследованиям зарубежных и отечественных педаго­гов и психологов для отбора одаренных детей, работы с ними нуж­на психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы.

Какого же ребенка считать одаренным? Одаренными и талант­ливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специали­стов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достиже­ния в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной;

-  творческо-продуктивного мышления;

-  академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);

-  общения и лидерства;

-  художественной деятельности;

-  двигательной.

 

Ученые выявили признаки одаренности в каждой сфере. К личностным характеристикам одаренных детей относят:

-  высокие интеллектуальные способности;

-  высокие творческие способности;

- способность к быстрому усвоению и отличную память;
-любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

- высокую личностную ответственность;

-самостоятельность суждений;

-  позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной само­
оценкой.

 

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что ода­ренность различают:

-   по широте проявления - общая и специальная;

 

-   по предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, твор­ческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструк­торская, лидерская и т. д.;

 

-  по интенсивности проявления - повышенная готовность к
обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или осо­бо одаренные (таланты и вундеркинды);

 

-  по виду проявления - явная и скрытая (не проявившаяся);

 

-  по возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная);

 

личностным, гендерным (социально-половым) и иным осо­бенностям.

 

Указанным видам одаренности соответствует определенная ти­пология одаренных детей. Помимо этого целесообразно дифферен­цировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляториых, психомоторных, личностных и других сторон психи­ки; в другую входят дети, психическое развитие которых отличает­ся неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированное™ указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко раз витым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчиво­стью, недоразвитием психомоторной сферы и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходи­мость оказания им психологической помощи и поддержки.

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основа­ния предполагать их наличие. Почему такое возможно? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается раз­глядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подхо­де, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одарен­ность нередко обнаруживается на более поздних возрастных эта­пах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, ни­кем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребен­ка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренно­сти. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в ог­ромной степени зависят от формирующихся с годами черт характе­ра, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.

Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ре­бенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО - к концу периода зрелости и нача­лу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту меж­ду 17-20 годами.

Исследование одаренности имеет особое значение в юноше­ском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не толь­ко проявляются, но и развиваются. Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.

Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, со­ответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учи­теля - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенст­вования - развитие способностей.

Интересно отметить, что большинство психологов считают, что творческие возможности детей прямо и непосредственно не связа­ны с их способностью к обучению. Творчество может стимулиро­ваться не столько многообразием имеющихся знаний, сколько вос­приимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы.

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования их «нормальных» сверстников, не вызывает никаких сомнений. Ода­ренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некото­рыми общими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оп­равдан в условиях спецшкол и спецклассов (например, профиль­ных, с углубленным изучением некоторых предметов). Создание таких классов в нашей школе позволяет на деле, а не на словах ре­шать проблему обучения детей с признаками одаренности.

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достато­чен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнооб­разных сферах деятельности своих способностей. Школа гаранти­рует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнитель­ною образования. Например, это и услуги репетиторов, и деятель­ность государственных дополнительных образовательных учреж­дений (профильные классы - привлечение преподавателей универ­ситетов) и т. д.

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренно­сти - это всегда результат сложного взаимодействия наследствен­ности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 

Детский возраст - период становления способностей и лично­сти. Это время глубоких интегративных процессов в психике ре­бенка на фоне се дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

 

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ре­бенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могул быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выра­жена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в каче­стве потенциала психического развития по отношению к после­дующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом сле­дует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

 

1)      Детская одаренность часто выступает как проявление зако­номерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

 

2)  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

 

3)  Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок мо­жет идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстаю­щий в психическом развитии.

 

4)  Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом боле благоприятных условий жизни данного ребенка.

 

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не явля­ются прямым и достаточным показателем его достижений в буду­щем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, про­являемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благопри­ятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро ис­чезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организа­ции практической работы с одаренными детьми.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо поня­тия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

 

  1.  Признаки одаренности

 

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инст­рументальный и мотивационный.

 

Инструментальный  аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:

 

1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три   основных уровня   успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

-быстрое освоение деятельности и высокая успешность её вы­полнения;

-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

   -выдвижение новых целей деятельности за счет более глубо­кого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

 

2)   Сформированность качественно своеобразного индивиду­ального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

 

3)   Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высо­кая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответст­вующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный мо­мент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие законо­мерности).

 

4)  Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют,
что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отлича­ются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они
нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях,
сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализи­рованной образовательной среды.

 

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

 

1)      Повышенная избирательная чувствительность к определен­ным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, ху­дожественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как пра­вило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявля­ется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной  инициативе  выходить за пределы  исходных требований деятельности.

 

     2)Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности име­ет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

 

3)  Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопреде­ленной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

 

4)  Высокая требовательность к результатам собственного тру­да, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

 

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка со­всем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одарен­ности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

 

  1.  Виды одаренности

 

Среди критериев выделения видов одаренности можно на­звать следующие:

 

1)    вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

2) степень сформированности одаренности;

3) форма проявлений;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

 

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоре­тическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, комму­никативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рам­ках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный,  пространственно-визуальный и  понятийно-логический уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы - уровни побуждения, по­становки целей и смыслопорождения.

 

       Соответственно могут быть выделены следующие виды ода­ренности:

 

-      в практической деятельности, в частности, можно выделить
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

 

- в познавательной деятельности - интеллектуальную одарен­ность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитар­ных наук, интеллектуальных игр и др.);

 

художественно-эстетической деятельности - хореогра­фическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музы­кальную одаренность;

 

коммуникативной деятельности - лидерскую одаренность;

 

-      в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая
проявляется в создании новых духовных ценностей и служении
людям.

 

      Классификация видов одаренности по критерию «вид дея­тельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наи­более важной в плане понимания качественного своеобразия при­роды одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

 

      В рамках этой классификации могут быть поставлены и реше­ны следующие два  вопроса:

-         Как соотносятся одаренность и отдельные способности?

-         Существует ли «творческая одаренность» как особый вид
одаренности?

      Понятие «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. «Творческая одаренность»  рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря, «творческая одаренность» - это харак­теристика не просто высшего уровня выполнения любой деятель­ности, но и се преобразования и развития.

 

По  критерию  «степень  сформированности  одаренности»

можно дифференцировать:

-   актуальную одаренность;

-   потенциальную одаренность.

 

Актуальная одаренность - это психологическая характеристи­ка ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной облас­ти по сравнению с возрастной и социальной нормой.

       Особую категорию актуально одаренных детей составляют та­лантливые дети. Считается, что талантливый ребенок - это ребе­нок, достижения которого отвечают требованию объективной но­визны и социальной значимости.

Потенциальная одаренность - это психологическая характери­стика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточ­ности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом не­благоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсут­ствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

 

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

 

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь оче­видны, что его одаренность не вызывает сомнения.

 

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскиро­ванной форме, она не замечается окружающими. В результате воз­растает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарен­ности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспектив­ных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «не­перспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кро­ются в специфике культурной среды, в которой формируется ребе­нок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии и т. п. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей при­роде психические явления.

       В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до опреде­ленного времени в успешности деятельности, понимание личност­ных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его неза­урядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

       Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию боль­ших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной дея­тельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.

 

 

     По критерию «широта проявления в различных видах дея­тельности» можно выделить общую и специальную одаренности.

 

      Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности - умственная активность и се саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень пони­мания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

 

        Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных ви­дах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

 

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренности.

 

       Примером ранней одаренности являются дети, которые полу­чили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально - «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или млад­шего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, по­эзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне вы­соком опережающем темпе психического развития.

 

  1.  Особенности личности одаренного ребенка

 

        Различия в одаренности могут быть связаны как с мерой прояв­ления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных по­казателей, характеризующих детскую одаренность, со средней воз­растной нормой достижений.

        Поэтому при градации одаренности следует иметь и виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармо­ничным типами развития.

 

 

 

4.1 Особенности личности одаренных детей с гармоничным чином развития.

 

Качества личности

 

        Стремление к творческой деятельности считается отличитель­ной характеристикой таких одаренных детей. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, ну­ждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за ода­ренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д.

         Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родите­лей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привес­ти к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

         Мотивационными признаками одаренных детей являются вы­сокий уровень познавательной потребности, огромная любозна­тельность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.

        Для значительной части одаренных детей характерен так назы­ваемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства В выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителем и психологом тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это каче­ство превращается в своего рода «самоедство», невозможность до­вести работу до конца.

       Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличи­тельная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоре­чивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренно­го да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной - нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных ус­пехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недо­статочной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берегся.

       Одна из основных характеристик одаренных детей и подрост­ков - независимость (автономность): отсутствие склонности дей­ствовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое зна­ние. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельно­сти, тем не менее именно она делает их неудобными для окружаю­щих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особен­ность, понимая ее природу.

 

Роль семьи

       Развитию одаренности таких детей способствуют высокие по­знавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная дея­тельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуж­дение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объ­единяют общие познавательные интересы, на основе которых меж­ду ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не прини­мает самодовлеющего характера. Содержательная сторона разви­тия ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, по подчас и негативные черты.

 

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами

  В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физиче­ской силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярно­стью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение явля­ется ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» клас­са. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обуче­ние становится слишком легким. Очень важно создать /для этих де­тей оптимальные по трудности условия их одаренности. Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интере­сующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг дру­гу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими спе­циалистами (учителями, консультантами и т. п.). Во-вторых, по­скольку позиция одаренного ребенка при этом может бы

-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск








Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Февраль 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru