Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сложноподчиненное предложение


Общие сведения

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами.
Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью.
Зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения, например: Известно, что слоны в диковину у нас (Кр.); Ведь главное то, чего не понимают такие люди, - сказала дама, - это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.). Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания.
Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как, хотя и в этом и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.
Части сложноподчиненного предложения находятся в смысловой и структурной взаимозависимости, взаимосвязи. И хотя формальный показатель подчинения, указывающий на необходимость другой части предложения, находится в придаточной части, главная в свою очередь не всегда обладает достаточной самостоятельностью, поскольку по тем или иным причинам требует придаточной части, т.е. структурно предполагает ее. Взаимосвязанность частей проявляется в смысловой и структурной неполноте главной части, в наличии в ней соотносительных слов, а также второй части двойного союза, в особых формах сказуемого. Например, в предложении Он чувствовал, что все это не идет к ней и не будет воспринято ею (М. Г.) главная часть требует обязательного распространения, так как глагол чувствовать переходный, сильно управляющий.
В предложении Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (Л.) местоимение тот, выполняющее роль соотносительного слова в главной части, нуждается в наполнении конкретным содержанием.
В предложении Когда ночью пришли с обыском, то обитатели квартиры решили защищаться (Л. Т.) главная часть содержит слово-частицу то, являющееся вместе с союзом когда в придаточной части структурным связующим элементом. В предложении переходного типа Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.) первая часть содержит особую форму сказуемого не успел в сочетании с инфинитивом совершенного вида и обозначает действие, не закончившееся к тому моменту, как совершилось действие, названное во второй части предложения.
Таким образом, части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое.

Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении

Вопрос о сложноподчиненном предложении в его истории практически сводился к классификации придаточных частей, или, как они условно назывались, "придаточных предложений", что тесно связано прежде всего с самим понятием придаточного предложения как структурной части сложноподчиненного предложения.
Впервые термин "придаточное предложение" встречается у грамматистов первой половины XIX в. - у А.Х. Востокова в "Русской грамматике" (1831) и у Н.И. Греча в "Практической русской грамматике" (1834).
В названной работе А.Х. Востоков писал: "Вместо одного определительного или дополнительного слова может присовокуплено быть к подлежащему или сказуемому целое предложение придаточное" (5-е изд., 1842, с. 224). Тем самым было положено начало пониманию роли придаточного предложения как развернутого члена простого предложения.
Этой же точки зрения придерживался и Н.И. Греч (см. его "Чтение о русском языке", т. II, 1840, с. 255-261), считавший, что придаточными предложениями могут быть заменены в главном существительное, прилагательное и наречие, и различавший поэтому следующие три типа придаточных предложений: 1) существительные (например, предложение что дом сгорел заменяет существительное о сгорении; 2) прилагательные (например, предложение которого вы знаете заменяет слово знаемый); 3) обстоятельственные (например, предложение возвратившись из города заменяет сочетание по возвращении). Хотя эта классификация несовершенна (смешение морфологического и синтаксического принципов, приравнивание деепричастной конструкции к придаточному предложению в соответствии с тогдашним учением о "сокращенных" придаточных предложениях), все же это была первая попытка описания типов придаточного предложения.
Предложенная Н.И. Гречем классификация была уточнена и детализирована Н.И. Давыдовым, который различал три основных типа придаточных предложений: дополнительные, определительные и обстоятельственные, причем последние подразделял по видам обстоятельств (см. его "Опыт обшесравнительной грамматики русского языка". СПб., 1854, § 484-492). В основу классификации Н.И. Давыдова были положены также грамматические средства подчинения придаточных предложений - союзы и союзные слова, используемые для каждого типа придаточных предложений.
Дальнейшее свое развитие учение о придаточных предложениях получило у Ф.И. Буслаева в его "Опыте исторической грамматики русского языка" (1858). Принципиальный подход к проблеме был выражен Ф.И. Буслаевым следующим образом: "Каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным". В соответствии с этим буслаевская классификация включает придаточные предложения поддежащные, дополнительные, определительные и обстоятельственные места, времени, образа действия, меры и счета, причины, основания, повода, цели, условные, уступительные, сравнительные. Созданная Ф.И. Буслаевым система типов придаточных предложений в основном ее виде просуществовала очень долго и стала традиционной (она подвергалась лишь уточнениям и дополнениям).
Ф.И. Буслаев, как и его предшественники А.Х. Востоков, Н.И. Греч и Н.И. Давыдов, различал придаточные предложения полные и сокращенные (под последним понимались конструкции причастные, деепричастные и инфинитивные). Эту теорию "сокращения" придаточных предложений подверг критике А.А. Потебня, который доказал, что например, причастный оборот не мог возникнуть из определительного придаточного предложения, так как придаточные предложения со словом который появились позднее, чем причастия, и "исторической преемственности между теми и другими не было" ("Из записок по русской грамматике", 1899. Т. III, с. 353).
У грамматистов последующего периода классификация придаточных предложений стала строиться по формально-грамматическому признаку. Так, Д.Н. Овсянико-Куликовский в своем "Синтаксисе русского языка" (1911) подразделял придаточные предложения на две группы: 1) "придаточные подлежащего", "придаточные сказуемого", "придаточные дополнения", "придаточные приложения" (по тому слову в главном предложении, которое поясняется придаточным предложением); 2) "придаточные обстоятельственные", начинающиеся союзным словом, выраженным местоименным наречием (т.е. классификация дается по тому слову в придаточных предложениях, которым они связываются с главным).
Очень схематичной была классификация придаточных предложений у Е.Ф. Будде в его "Учебнике грамматики русского языка" (1913), где выделяются только два вида придаточных предложений: придаточные определительные (относятся к подлежащему главного предложения и сочетаются с ним преимущественно по способу согласования) и придаточные дополнительные (относятся к сказуемому главного предложения и сочетаются с ним преимущественно по способу управления).
В.А. Богородицкий в своем "Общем курсе русской грамматики" (1904) отказался от взгляда на придаточные предложения как на развернутые члены простого предложения. Он указывал: "...Я говорю - к чему относится придаточное предложение, а не что заменяет. При исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду: 1) к чему относится, 2) какие формальные слова применяются (также и другие средства - интонация и т.п.) и 3) какие смысловые оттенки в каждом случае принадлежат самим придаточным предложениям (а не тому или другому члену главного предложения)" (5-е изд., с. 230). Так был сформулирован структурно-семантический принцип в изучении сложноподчиненного предложения. На основе перечисленных признаков В.А. Богородицкий создал развернутую классификацию придаточных предложений, не отличающуюся, однако, последовательностью, поскольку в основном он все-таки опирался на семантику придаточных частей.
Другой подход к вопросу о типологии придаточных предложений находим у A.M. Пешковского в его работе "Русский синтаксис в научном освещении" (7-е изд., 1956). В книге отсутствует какая-либо классификация придаточных предложений и вместо нее дается подробный анализ значения подчинительных союзов и союзных слов. Союзы, употребляющиеся при подчинении предложений, А.М. Пешковский подразделяет на причинные, целевые, следственные, изъяснительные, пояснительные, условные, уступительные, сравнительные и временные. Некоторые союзы в силу их многозначности попадают одновременно в несколько разрядов. В отдельных случаях допущена неточность (например, значительная часть пояснительных союзов употребляется не при подчинении, а при сочинении предложений). Хотя наблюдения А.М. Пешковского над значениями союзов заслуживают внимания, однако классификация их не может заменить собой классификации придаточных частей сложноподчиненного предложения.
Анализ значения союзов взамен классификации придаточных дают также Л.А. Булаховский в "Курсе русского литературного языка" (5-е изд., 1952) и А.Б. Шапиро в учебном пособии "Современный русский язык. Синтаксис" (1958). В другой своей работе ("О принципах классификации подчиненных предложений", 1937) А.Б. Шапиро делит придаточные предложения на две группы в зависимости от наличия или отсутствия в главном предложении местоимения (соотносительного слова), конкретное содержание которого раскрывается в придаточном. предложении. Эта общая классификация сопровождается подробной классификацией придаточных предложений по значениям. Особняком стоят придаточные, относящиеся ко всему главному предложению, типа ...Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи (П.). Такие придаточные автор называет относительными.
Аналогичные общие принципы классификации придаточных предлагает И.Г. Чередниченко в статье "К изучению придаточных предложений в средней школе" (1951). Автор прежде всего делит придаточные предложения на три основных типа: 1) придаточные, восполняющие какой-либо член главного предложения, отсутствующий в нем, и выступающие в роли развернутого члена предложения; 2) придаточные, относящиеся к местоименному слову в главном предложении и служащие для раскрытия реального значения этого слова; 3) придаточные, распространяющие главное предложение в целом, а не отдельные его члены. Дальше следует классификация придаточных предложений по значениям.
Н.С. Поспелов в статье "Сложноподчиненное предложение и его структурные типы" (1959) выделяет прежде всего два общих типа на основе установления структурно-смысловых соотношений между главной и придаточной частью. Один тип образуют сложноподчиненные предложения, в которых придаточная часть менее тесно связана с главной, соотносится с ней в целом, - это двучленные структуры. В другой тип входят сложноподчиненные предложения с меньшей расчлененностью обеих частей (придаточная часть прикрепляется к какому-либо члену главной части, которая как бы вбирает в свой состав первую) - структуры одночленные. В первом типе выделяются конструкции, выражающие причинно-следственные, временные, условные и уступительные отношения. Во втором случае выделяются типы: присубстантивно-определительный (придаточная часть служит для определения какого-либо имени существительного в главной части), местоименно-соотносительный (в главной части имеется указательное местоимение, в придаточной - относительное местоимение) и при-сказуемостно-изъяснительный (придаточная часть своим содержанием дополняет сказуемое главной части).
С.Е. Крючков и Л.Ю. Максимов в статье "Типы сложноподчиненных предложений с придаточной частью, относящейся к одному слову или словосочетанию главной части" (1960), а также в статье "К вопросу о типологии сложноподчиненных предложений" (1960) в основу классификации кладут структурно-семантический принцип, при котором учитывается структура обеих частей сложноподчиненного предложения, синтаксические средства связи между ними, смысловое значение придаточных частей. В соответствии с этим принципом Л.Ю. Максимов детально описывает один из структурных типов сложноподчиненного предложения в статье "Местоименно-союзный соотносительный тип сложноподчиненных предложений" (1964).
Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений получает все более широкое распространение. Такой подход к описанию сложноподчиненных предложений свойствен не только научным исследованиям, он находит отражение и в учебной литературе.
Как показывает изложенная выше краткая история вопроса, разработка сложноподчиненных предложений, и в частности придаточных, не может быть построена на каком-либо одном принципе их классификации. Нельзя ограничиться традиционным делением придаточных на отдельные их виды по соотношению с членами простого предложения, так как во многих случаях смысловые отношения, выражаемые придаточными частями, значительно разнообразнее и сложнее отношений, выражаемых членами предложения. Кроме того, полного параллелизма здесь нет и потому, что некоторые виды придаточных (придаточные следствия, придаточные присоединительные) не имеют точного соответствия среди членов простого предложения.
Нельзя также подменять классификацию придаточных анализом значений союзов и союзных слов, служащих для связи придаточных частей с главными, так как при этом учитывается только то, чем присоединяется придаточная часть к главной, но не учитывается, к чему (главной части в целом, знаменательному или местоименному соотносительному слову в ней) присоединяется придаточная часть.
При изучении структуры сложноподчиненного предложения прежде всего следует исходить из того, что оно представляет собой единое целое с взаимосвязанностью входящих в его состав частей. Это и является принципиальной посылкой структурно-семантической классификации.
С целью акцентирования внимания именно на этой мысли и для более точной передали грамматической природы сложноподчиненного предложения вполне оправдано и введение терминов "главная часть" и "придаточная часть" вместо "главное предложение" и "придаточное предложение", употребляющихся хотя и условно, однако подчеркивающих некоторую самостоятельность частей сложного целого.
Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений имеет преимущества перед традиционной, функционально-семантической, прежде всего в том, что она опирается на структурные признаки явления, т.е. такие признаки, которые являются предметом рассмотрения в синтаксисе. Кроме того, такая классификация дает наиболее полную и всестороннюю характеристику сложноподчиненного предложения, поскольку учитывает и к чему присоединяется придаточная часть, и как присоединяется (при помощи каких формально-грамматических средств), и в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части. Однако при ясности исходных, общих положений структурно-семантического анализа классификация сложноподчиненных предложений по такому принципу нуждается еще в своей конкретизации, в систематизации языкового материала, в выявлении основных структурных типов и их всесторонней характеристике. Поэтому в классификациях, представленных во вновь выходящих учебниках, наблюдаются разночтения в описании видов сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью частей

Наиболее общим структурным показателем сложноподчиненного предложения является присловная и неприсловная зависимость придаточной части. Эта особенность обосновывается следующим. Связь придаточной части с главной может быть более тесной и менее тесной. Более тесная связь обнаруживается в предложениях с придаточной частью, прикрепленной к одному слову или словосочетанию главной. Особенно тесно спаянными оказываются структуры с главной частью, имеющей в своем составе слово, которое обязательно нуждается в распространении или конкретизации значения. В предложении Вначале он испытывал некоторое стеснение за свой помятый китель и несвежую фуражку, но потом решил, что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности (Шол.) придаточное что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности структурно необходимо, потому что глагол решил, к которому относится придаточная часть, требует пояснения.
В следующем примере придаточная часть прикрепляется к неразложимому словосочетанию, нуждающемуся в обязательном распространении: Накануне в голову запало, что эксперимент может сорваться.
Тесная связь обнаруживается между частями и в следующем предложении Есть люди, которые, только что прочитав книгу, испытывают нетерпеливую жажду немедля рассуждать о прочитанном (Кож.), где придаточная часть относится к имени существительному, которое нуждается в обязательном определении (в противном случае главная часть не выражает законченной мысли). Необходима придаточная часть в предложении Я был польщен и делал вид, что не забыл ни одно из этих диковинных имен (Купр.), где она относится к неразложимому словосочетанию делал вид. В предложении Три года прошло с той поры, как я видела его (М. Г.) придаточная часть относится к сочетанию с той поры, которое немыслимо без определения, так как не имеет конкретного содержания.
В предложении Тот, кто испытал легкое головокружение от первого глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (Пауст.) указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть. В приведенных примерах придаточные относятся к словам, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения, и главные части лишаются смысла без придаточных. В других случаях слова могут и не нуждаться в распространении, но допускают его с целью добавочной характеристики, уточнения.
В предложении В одну из хрустких морозных ночей, когда далекие отсветы особенно ярко мережили небо, Григорий Мелехов вышел из землянки... (Шол.) придаточное когда далекие отсветы особенно ярко мережили небо выполняет функцию распространенного уточнения к словам в одну из хрустких морозных ночей. Хотя в таких случаях связь оказывается менее тесной, чем в предыдущих, все-таки прикрепленность придаточной части к одному слову (или словосочетанию) создает сложноподчиненное предложение единое по построению, так как допускается придаточная часть только определенного вида.
Такие тесно спаянные структуры, с придаточной частью, относящейся к одному слову (или словосочетанию) главной, называются сложноподчиненными предложениями с присловной зависимостью.
В сложноподчиненных предложениях с присловной зависимостью налицо морфолого-синтаксические отношения между главной и придаточной частями, поскольку функция придаточной зависит от того, к какой части речи она прикрепляется (иногда играет роль даже семантический разряд слова).
Присловности как структурному признаку сложноподчиненного предложения противополагается неприсловность. Сложноподчиненными предложениями с неприсловной зависимостью называются предложения с придаточной частью, относящейся ко всей главной части. Такие структуры менее спаянные, связь между частями в них не такая тесная, как в предложениях с присловной зависимостью.
Придаточная часть такого сложноподчиненного предложения содержит указание на определенное обстоятельство, при котором совершается или может совершаться то, о чем говорится в главной (время, условие, причину, следствие и т.д.), например: Когда Елизавета Сергеевна заговорила, его лицо вспыхнуло восторгом (М. Г.).
Главная часть предложения с неприсловной зависимостью структурно не требует распространения вообще и распространения определенным видом придаточной - в частности; например, в предложении Доктор не любил нашего хозяйства, потому что оно мешало нам спорить (Ч.) главная часть выражает относительно законченную мысль и может существовать без придаточной, употребление придаточной части со значением причины зависит не от структуры главной части, а от конкретной цели высказывания. Та же главная часть свободно присоединяет и другие виды придаточных. Ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал. Такая "свобода" в присоединении придаточных частей невозможна в предложениях с присловной зависимостью и свидетельствует о менее тесной связи частей данного типа структур. Поскольку в таких предложениях придаточная часть не зависит от определенной части речи в главной, то в них нельзя усматривать морфолого-синтаксических отношений; отношения здесь формируются как собственно синтаксические.
Таким образом, предложения с присловной и неприсловной зависимостью различаются:
1) степенью спаянности частей (большая связь при присловной зависимости и меньшая - при неприсловной зависимости);
2) характером отношений между главной и придаточной частями (морфолого-синтаксические отношения при присловной зависимости и собственно синтаксические - при неприсловной зависимости);
3) функциями придаточных (восполнение отсутствующего члена или раскрытие значения местоименного слова в главной части свойственно предложениям с присловной связью, а распространение всей главной части в целом - структурам, характеризуемым неприсловной связью).

Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

1. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это подчинительные союзы, относительные (союзные) слова, соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия). В зависимости от вида формальных показателей связи различаются сложноподчиненные предложения: 1) союзного типа, 2) относительного типа, 3) местоименно-соотносительного типа, 4) местоименно-союзного соотносительного типа.
Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности главной: Война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фад.); Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил "На дне" (Фед.).
Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т.е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что - уступительные и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными (что, как и др.).
Например, союз как может служить для присоединения придаточных частей с разным значением: изъяснительным, сравнительным, временным, условным: Он не слыхал, как подымался жадный вал (П.); Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (П.); Его пустынный уголок отдал внаймы, как вышел срок (П.); А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут (П.). Союз как (в сочетании с то в главной части) может оформлять придаточную часть и со значением причины, в настоящее время воспринимаемым, правда, как устаревшее: Я привез его здрава и невредима - и как река еще не стала, а мостов уже нет - то я и отправил его ко Льву Сергеевичу (П.).
Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова. Ср.: Было бы хорошо избежать "идейных" разговоров с ним, потому-тo он, наверное, в спорах волнуется до бешенства (М. Г.). - Было бы хорошо избежать "идейных" разговоров с ним потому, что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства.
Подчинительные союзы причинные, временные, условные могут включать в свой состав так называемые слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения. Это двойные союзы (когда...то, если...то, если...так, как...то и др.): Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много раз дороже и мяса, и рыбы, и самых редких фруктов, и меда... (Сол.). Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения. В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем...тем, если...то и др.): Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.).
Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.: Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный (Ч.) и ...Если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.). Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип.
Относительные (союзные) слова - это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда, как, когда и др.). Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения. Ср., например, функции слов-омонимов: Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.). - Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.). В первом предложении слово что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения. Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет синтаксической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример: Не сразу я сообразил, что мой сосед тоже стрелял (С. Бар.). - Что будет в темноте, я не представлял (С. Бар.).
Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как), обычно сопровождаются логическим выделением (см. те же примеры). Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной части составляют относительный тип.
Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары. Например: тот - кто, тот - который, тот - чей, там - где, там - куда, тогда - когда и т.д. И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.); Бабушка не поняла того, что он сказал (Фад.); Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (Твард.); Приехала она к брату поговорить о том, как украсить к празднику свои лодки и яхты (Пауст.).
Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову в главной и при помощи союза: Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (Шол.); Он удивлялся сестре: она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Г.).
Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.: Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Г.) и ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (Сим.). В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причем основной структурный признак предложения - присловность - также сохраняется. Такое конструктивно необязательное местоимение становится обязательным, если включается в ряд однородных членов при перечислении: "Может быть, это и моя последняя весна", - подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том, что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (Пауст.).
Конструктивная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью слияния их с союзом придаточной части. Ср.: Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь для того, чтобы все знали о ее счастье (Пауст.). - Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, для того чтобы все знали о ее счастье.
Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности: местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).
2. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения могут служить и другие структурные средства, выступающие обычно в качестве сопутствующих основному: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.
Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. Это зависит от структурно-семантической природы предложения в целом. Например, некоторые структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений имеют строго закрепленный порядок следования частей. Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях. Другие - союзный, относительный, местоименно-соотносительный - более свободны в отношении порядка расположения частей. Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.
Например, некоторые подчинительные союзы способны присоединять придаточную часть, только следующую за главной. Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части: Гм... этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно мое место в великом механизме жизни (М. Г.); Я не чувствовал себя среди них лишним, благо о моем возрасте и даже имени никто не спрашивал (С. Бар.). Придаточные с другими союзами, например условными, временными, занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, теряют эту свободу, как только осложняются словами-скрепами. В таком случае обязательна препозиция придаточной части: Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего (Пауст.). Некоторые типы придаточных, например присоединительные, закрепляются в положении после главной части, что объясняется их функцией добавочного сообщения. Расположение перед главной частью, крайне редкое, воспринимается как инверсия.
Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является синтаксическим средством их связи.
Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).
Особенно ярко выступает конструктивная роль глагольных форм в тех особых случаях, когда между частями сложного предложения имеются отношения взаимного подчинения: Стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин).
В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда (в довольно ограниченных случаях) выступают некоторые особые лексические элементы. Их чисто синтаксическое назначение приводит к лексической опустошенности. Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается... то; дело в том, что... Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях явно теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Что же касается до метафизических брожений чувства и ума, то ведь это, знаете, дело вкуса (М. Г.); Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).
Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть. Так, имена существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную: Вскочив с постели, он начал одеваться с быстротой, которая смущала и смешила его (М. Г.); После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Неизвестно, кто будет страдающей стороной (М. Г.); Ты рада, что ты дома? (Ч.); Но только жалко, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок (Пауст). Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определенной семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т.е. значением, свойственным глагольным словам. Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения: Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне (Л. Т.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.). Таким образом, совмещение "глагольной" семантики и формы имени существительного дало и совмещение функций придаточного.
Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.
Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск

купить стеллаж для магазина недорого




Одежда для охоты, рыбалки и активного отдыха Современная охотничья одежда обладает разными свойствами для обеспечения максимального комфорта в течении длительного времени при любых обстоятельствах. Ведущие производители активно применяют мембранные материалы и принцип многослойности при изготовлении одежды для охоты. В "дышащей" одежде из мембранных материалов не жарко во время активного движения и не холодно при длительном сидении в засаде.



Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Март 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru