Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2009 » Апрель » 19 » Лексикология, Фразеология, Лексикография - план курса
Лексикология, Фразеология, Лексикография - план курса
03:11


ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ

По плану данного курса можно подготовиться к экзаменам по русскому языку в кратчайшие сроки

План курса
Введение

    Предмет, содержание, составные части курса, смежные дисциплины. Связь лексикологии с фонетикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Особенности лексических систем. Основные этапы развития лексикологии.
   
Лексика с точки зрения значения
   Слово как единица языка. Дифференциальные признаки слова. Основные характеристики слова - с точки зрения значения, происхождения и употребления.
   Значение слова. Значение слова и понятие. Лексическое и грамматическое значение. Компонентный состав значения слова (денотативный, сигнификативный, прагматический). Семная структура значения слова. Метод компонентного анализа. Мотивированность и немотивированность слова и значения. Виды мотивировок (реальная, мифологическая, формальная). Типы слов по характеру значения: самостоятельные, служебные и междометные, знаменательные и местоименные. Лексическая специфика служебных слов. Функциональные типы лексических значений (значения идентифицирующие и предикатные).
   Семантическая и синтаксическая валентность слова.
   Современные теории значения слова.
   Лексическая неоднозначность (полисемия и омонимия). Полисемия (пути возникновения, типы многозначности: метафора, метонимия). Сужение и расширение значения. Топологические типы многозначности (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная). Роль контекста в реализации значений многозначного слова.
   Значения свободные и связанные.
    Омонимия. Разграничение омонимии и полисемии. Типы омонимов. Пути возникновения омонимии. Паронимы.
   Парадигматические отношения в лексике. Лексико-семантическая парадигма. Понятие семантического поля и лексико-семантической группы.
   Синонимы. Вопрос о критериях синонимичности. Виды синонимов (абсолютные, идеографические, стилистические, смешанные). Нейтрализация семантических различий идеографических синонимов. Синонимический ряд как микросистема. Понятие доминанты синонимического ряда.
   Антонимия. Логическая и структурная классификация антонимов. Антонимия и синонимия. Энантиосемия. Конверсивы.
   Гиперо-гипонимия. Гипонимы и гиперонимы.
   Национальная специфика русского слова. Безэквивалентная лексика. Отражение национального менталитета в словаре. Культурно-национальная специфика базовых концептов ("пространство", "время", "человек" и пр.).
   
Лексика с точки зрения происхождения и употребления
    Собственно русская лексика в хронологическом срезе. Заимствованная лексика, ее признаки, освоение заимствований. Особое место старославянизмов среди заимствований. Классификация заимствований по языку-источнику и по тематическим группам. Кальки. Интернациональная лексика. Экзотическая лексика. Варваризмы. Освоение заимствований.
   Причины и особенности динамизма лексико-семантической системы русского языка. Активные процессы в лексике русского языка конца ХХ века. Лексика активного и пассивного запаса. Историзмы. Архаизмы и их виды. Неологизмы. Потенциальные и окказиональные слова. Характеристика лексики активного запаса.
   Социальная и территориальная дифференциация лексики. Лексика общенародная, специальная (профессионализмы, термины), просторечная, жаргонная, диалектная. Диалектизмы и просторечие. Жаргонная лексика и просторечие.
   Стилистические пласты лексики. Нейтральная лексика и стилистически окрашенная лексика. Признаки научного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей. Эклектизм языка художественной литературы.
    
Фразеология как раздел языкознания.
   Понятие фразеологизма. Фразеология в узком и широком смысле слова. Фразеологическая единица и слово, фразеологическая единица и свободное словосочетание. Семантическая, структурная, грамматическая, стилистическая классификации фразеологизмов.
Лексикография как раздел языкознания.
   Специфика описания слова в словаре. Основные вопросы теории лексикографии. Основные словари русского языка. Структура словарной статьи толкового словаря.
    
Литература
  •    Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1,2 М., 1995.
  •    Апресян Ю.Д. Толковый словарь и интегральное описание языка//Вопросы языкознания 1986, №5.
  •    Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова// Избр. труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. С. 162-189.
  •    Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц// Виноградов В.В. Русский язык. М., 1986. С. 27-33.
  •    Жуков В.П. Русская фразеология. М., 1986.
  •    Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982.
  •    Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989.
  •    Курилович Е. Заметки о значении слова//Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.
  •    Молотков А.Н. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977
  •    Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа. Л., 1977.С.60-116
  •    Современный русский язык. В 3-х ч. М.: Просвещение, 1987. Ч.1: Лексика. Фразеология.
  •    Телия В.Н. Русская фразеология. М., 1995.
  •    Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М.: Высшая школа, 1983.
  •    Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1985
  •    Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М.,1977.
  •     Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  •    Цейтлин Р.М. Краткий очерк истории русской лексикографии, М., 1958.
    
    
   Словари
  •    Словарь современного русского литературного языка. Тт. 1-17. М.,-Л. 1950-1965.
  •    Словарь русского языка: в 4-х томах /под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд. М., 1980 - 1984 (и посл. изд.).
  •    Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 9-е изд., М., 1972 (и посл. изд.).
  •    Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1970 - 1971.
  •    Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974 и посл. изд.
  •    Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д., 1971 (и посл. изд.).
  •    Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л.А. Новикова. М., 1976 (и посл. изд.).
  •    Новые слова и значения: Словарь справочник по материалам прессы и литературы 60-х гг. (под ред. Котеловой Н.З., Сорокиной Ю.Н.) М., 1971.
  •    Новые слова и значения: Словарь справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. (под ред. Котеловой Н.З.) М., 1984.
  •    Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. первый выпуск/под общим руководством Ю.Д. Апресяна. М., 1997.
  •    Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1976 ( и посл. изд.).
  •    Словарь иностранных слов (под ред. И.В. Лехина, 7-е изд., перераб. М., 1979 (и посл. изд.).
  •    Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
  •    Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка (под ред. К.С. Горбачевича) М., 1973.
  •    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1964 - 1973 (и посл. изд.).
  •    Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. 3-е изд. М., 1978 (и посл. изд.).
  •    Фразеологический словарь синонимов / под ред. Жукова В.П. М., 1978 (и посл. изд.).
  •    Фразеологический словарь русского литературного языка конца 17 -20 вв. под ред. А.И. Федорова. Новосибирск, 1991.
  •    Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка (под ред. С.Г. Бархударова. 3-е изд. М., 1975 (и посл. изд.).
  •    Шанский Н.М. и др. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., 1987 (и посл. изд.).

Просмотров: 14048 | Добавил: configc | Теги: Лексикография, Лекикология, Фразеология | Рейтинг: 3.8/6 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск





разработка фирменного стиля и логотипа Экономим ваше время и деньги. Фирменный стиль помогает раскрыть суть и донести ценности бренда до покупателя с помощью визуальных составляющих, например названия, слогана, логотипа, цвета и шрифта. Фирменный стиль компании является важнейшей составляющей любой компании.



Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Апрель 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru