Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2009 » Апрель » 19 » МОРФОЛОГИЯ
МОРФОЛОГИЯ
03:14


МОРФОЛОГИЯ

План подготовки студентов по курсу "Русский язык" раздел "Морфология"

Введение
    Морфология как учение о частях речи, их парадигмах. Связь морфологии с другими разделами науки о языке. Лексическое и грамматическое значение слова. Слово и словоформа. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория.
   Части речи как результат логической и языковой категоризации явлений действительности. Комплексный подход к выделению знаменательных частей речи. Критерии разграничения частей речи: общекатегориальная семантика, морфологические категории и особенности парадигматики и синтагматики. Иерархическая организация системы частей речи. Знаменательные - служебные, основные - неосновные части речи. Противопоставление имени и глагола.
   Соотношение морфологических категорий и частей речи.
   Описательная и функциональная морфология: морфологические категории и функционально-семантические поля.
Имя существительное
   Имя существительное как часть речи. Границы морфологического класса существительных. Несклоняемые существительные.
   Лексико-грамматические разряды, их иерархическая организация. Существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные. Способы морфологического представления каждого класса.
   Категория рода как коррелятивная несловоизменительная категория существительного, ее роль в организации грамматических связей в предложении. Средства выражения родовых различий. Связь рода со склонением. Понятие родовой пары. Вопрос о родовой семантике непарных по роду одушевленных существительных. Слова общего рода.
   Число как морфологическая категория. Языковые средства выражения категории числа. Существительные вне категории числа. Причины дефектности числовой парадигмы. Основные значения форм единственного и множественного числа.
   Категория падежа, ее номинативно-синтаксический характер. Функционально-семантический аспект, основное синтаксическое значение падежа. Роль предлога в реализации падежной функции. Склонение имени существительного. Типы склонений. Стандартные и нестандартные окончания.
   
Имя прилагательное
   Имя прилагательное как часть речи. Выражение прилагательным непроцессуального признака предмета. Вопрос о границах прилагательного Лексико-семантические разряды прилагательного, их формально-семантическое различие (качественные, относительные и притяжательные). Объем морфологической парадигмы и особенности функционирования морфологических категорий в различных лексико-грамматических разрядах прилагательного.
   Категория полноты-неполноты как словоизменительная морфологическая категория. Особенности образования кратких форм и случаи нарушения корреляции по полноте-краткости. Вопрос о статусе степеней сравнения в русской лингвистической традиции. Семантика, морфологические и синтаксические особенности кратких форм и форм степеней сравнения. Склонение прилагательных.
Имя числительное
   Имя числительное как часть речи. Грамматические основания для выделения числительного в качестве особой части речи. Грамматический статус слов один, тысяча, миллион, много, сколько, пятый и пр.
   Лексико-грамматическое разряды имени числительного. Характер синтаксической связи числительного с существительным. Особенности словообразования и морфемного состава числительного. Особенности склонения.
Местоимение
   Местоимение как часть речи. Семантические разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные. Особенности словообразования и морфемной структуры местоимений.
   Грамматическая соотнесенность местоимений с другими частями речи: существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Различные подходы к определению границ местоимений. Отрицание существования местоимения как особой части речи (Ф.Ф. Фортунатов, Л.В. Щерба). Узкое понимание местоимений как части речи, объединяющей только предметно-личные местоименные слова, или местоименные существительные (В.В. Виноградов).
    Дейктическая семантика местоимений. Функционально-семантическая значимость местоимений в речи.
   Типы склонения местоименных существительных и специфика местоименных парадигм. Местоимения с ущербной парадигмой.
   
Глагол
   Глагол как часть речи. Значение процессуального признака глагола и реализация его в виде значений действий, процесса, состояния, отношения, бытийности и свойства. Границы глагольного слова. Формы репрезентации глагола (инфинитив, личная форма глагола, причастие, деепричастие). Неизменяемые глаголы (глагольные междометия). Особенности морфемного строения глагольного слова. Синтаксические свойства глагола. Семантико-грамматическая общность глагольных слов.
   Лексико-грамматические разряды глагола. Глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, предельные и непредельные, личные и безличные. Взаимодействие глагольных категорий.
   Морфонологические особенности глагольной основы. Две формообразующие основы глагола.
   Категория вида. Способы определения вида глагола. Соотносительные и несоотносительные по виду глаголы. Видообразование. Вид и функционально-семантическое поле аспектуальности. Категория вида и способы глагольного действия.
   Категория залога, синтаксичность ее семантики. Проблема количества залогов русского глагола. Залоговая парадигма: (действительный) и пассивный (страдательный) залог. Формальное выражение залоговой корреляции. Случаи дефективности залоговой парадигмы. Залог и переходность. Залог и возвратность.
   Предикативные категории глагола как категории, характеризующие ядерные слова (личные формы) в системе глагола как части речи.
   Категория наклонения. Грамматическое значение категории наклонения как модальной оценки действия с точки зрения его реальности или нереальности. Парадигма наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное (условное) наклонения. Изъявительное наклонение, его значение. Переносные употребления изъявительного наклонения. Повелительное наклонение, его значение. Система глагольных средств выражения побуждения к действию. Переносное значение повелительного наклонения. Особенности образования форм условного наклонения. Варианты категориального значения и возможность переносных значений сослагательного наклонения.
   Наклонение и время. Наклонение и лицо.
   Категория времени. Время и функционально-семантическое поле темпоральности. Время абсолютное и относительное. Переносное употребление временных форм. Взаимодействие вида и времени.
   Категория лица глагола и функционально-семантическое поле персональности. Личные формы глагола и личные местоимения. Ограничения при обозначении форм лица. Полисемантизм у личных окончаний глагола. Переносные употребления форм лица. Безличные глаголы.
   Категории рода и числа спрягаемых форм глагола. Взаимосвязь категорий рода, наклонения, времени и лица.
   Типы спряжений глагола. Причины ущербности глагольных парадигм.
   Непредикативные формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие. Причастие как особая "гибридная" (В.В. Виноградов) форма глагола. Глагольные и именные грамматические признаки причастия. Правила образования причастий в зависимости от переходности и вида глагола. Полные и краткие страдательные причастия. Деепричастие как "гибридная" форма глагола, совмещающая глагольные и наречные грамматические признаки. Особенности проявления глагольных категорий в деепричастии. Правила образования и употребления деепричастий.
   
Наречие, категория состояния, модальные слова
   Неизменяемые части речи. Наречия, их грамматические, семантические и морфолого-словообразовательные группы. Синтаксические особенности наречий. Правила образования и употребления сравнительной и превосходной степени наречий.
   Вопрос о категории состояния в современной лингвистике. Отличия категории состояния от наречий. Лексико-грамматические разряды слов категории состояния.
    Вопрос о модальных словах в современной лингвистике. Специфика категориального значения модальных слов. Синтаксические особенности модальных слов. Лексико-грамматические разряды модальных слов.
   
Служебные части речи
   Служебные слова в системе частей речи. Связочные слова: предлоги, союзы. Предлог как средство синтаксического подчинения в словосочетании и предложении. Предлог и падеж. Предлог и приставка. Многозначность предлога. Строение и словообразование предлогов: непроизводные и производные предлоги. Союз как средство синтаксического подчинения членов предложения и предикативных единиц в составе сложного предложения. Отличие союзов от союзных слов. Типы союзов по строению. Сочинительные и подчинительные союзы. Слова-актуализаторы: частицы. Трудности грамматического описания частиц, связанные с определением их категориального признака. Отграничение частиц от других частей речи. Функционально-грамматические разряды частиц.
    
Междометия
    Отличие междометий от знаменательных и служебных слов. Группы междометий по значению и образованию. Словообразовательные особенности междометий. Функции междометий в речи. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
    
Литература по разделу
  •    Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1972.
  •    Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.
  •    Буланин Л.А. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.
  •    Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972 и посл. изд.
  •    Граудина Л. и др. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976.
  •    Краткая русская грамматика/Под ред. Шведовой Н.Ю., Лопатиной В.В. М.: Рус. язык. 1989. (Разд. Морфология).
  •    Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1983.
  •    Русская грамматика в 2-х тт. М.: Наука, 1980. Т.1. (Разд. Морфология).
  •    Щерба Л.В. О частях речи в русском языке// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Просмотров: 13248 | Добавил: configc | Рейтинг: 3.1/13 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск








Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Апрель 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru