Главная » 2010 » Ноябрь » 30 » Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы и средства. Грамматические значения синтаксических единиц. Синтаксические связи и отношения
Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы и средства. Грамматические значения синтаксических единиц. Синтаксические связи и отношения
23:35
Термином «синтаксис» обозначается:1)синтаксический строй языка, который вместе с морфологией составляет грамматику языка;2)учение о синтаксическом строе русского языка. Синтаксис-раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, то есть его синтаксические единицы, а также связи и отношения между ними. Единицами синтаксиса являются словосочетания, синтаксические предложения. В предложениях как синтаксических единицах выделяются более частные единицы. Выделяются разделы синтаксис словосочетания; синтаксис предложения. Синтаксис предложения делится на: синтаксис простого предложения (слово и сочетание слов. Для него характерно одно предикативное ядро) и синтаксис сложного предложения(несколько предикативных сочетаний). Синтаксис простого делится на: синтаксис неосложненного и синтаксис осложненного предложения. Синтаксис сложного предложения: СПП, ССП, БСП, ССК. Выделяется сложное синтаксически целое(текст). Вопрос о выделении внутри предложения синтаксических единиц еще до конца не разработан. Бабайцева не включает в состав простого предложения осложненное. Спорен также вопрос о предложении с прямой речью. Одни исследователи относят его к разновидности простого предложения, другие- к сложному. Синтаксис как наука очень сложная структура. Синтаксис в общей структуре русского языка занимает самое высокое положение. К синтаксическим(грамматическим) средствам русского языка относятся все те средства, с помощью которых слово или несколько слов могут оформляться по законам данного языка как отдельные единицы связной речи. В русском языке к ним относятся: грамматические формы знаменательных слов, формоизменения; служебные слова; порядок слов; интонация. При помощи форм слова и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слова, словосочетания и предложения. Выбор нужных форм происходит по правилам согласования и управления. Например: Сквозь тучи на землю глядело неяркое солнце. – связь родовая, падежная в сочетании с предлогом. При построении предложения используется и порядок слов – взаимное расположение слов в словосочетания и предложения. Существуют определенные правила расположения слов. Грамматической нормой является :а)расположение сказуемого после подлежащего ;б)согласованное определение стоит перед определяемым словом; несогласованное после подлежащего. Отступления используются в стилистических целях. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют лексическое значение и грамматическое значение. Грамматические значения есть и у предложений. В предложении: «Ученики учат уроки» сообщается о предмете и его действии. Грамматическое(категориальное значение) – общее, отвлеченное значение синтаксических единиц одинакового строения. Главный признак любого синтаксического построения это синтаксические связи и отношения. Основные типы связи :а)между словами в словосочетании(согласование, управление, примыкание);б)между словами в словосочетаниях(определительные, объектные, обстоятельные);в)между частями предложения(условные, временные, противительные) Синтаксические отношения делятся на :предикативные(подлежащее и сказуемое) и непредикативные. Бывают полупредикативные(между основой и обособленной частью предложения). Синтаксические отношения – отношения между компонентами синтаксических единиц(словами в словосочетаниях, между членами предложения, между частями предложения), выражаемые через синтаксические связи и отражающие отношения между предметами и явлениями действительности. Прямой зависимости синтаксических отношений и синтаксической связи нет! Синтаксические единицы(словосочетания, предложения) связаны с единицами других уровней языка, так как они строятся из словоформ. Таким образом, синтаксис опирается и на лексику и на морфологию. Например : «Смотреть с удовольствием(абстрактное значение). Смотреть с другом»(конкретное значение). Зависимое слово выполняет разную синтаксическую функцию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка. Морфологические единицы и их показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение – именно в синтаксисе складывается система частей речи; делит их на знаменательные и служебные, потому что синтаксическая роль их различна. Только в словосочетаниях и предложениях мы узнаем лексико – грамматические возможности слов, и только после этого классифицируем их как ту или иную часть речи. Например, «утром», «мороженое», «больной».Часть речи определяется в контексте, то есть через синтаксис.
Источники:
1. Сайт студентов-филологов. Современный русский язык (синтакис) 2. Лекции по синтакису
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
-->
Форма входа
Поиск
Купить диплом в городе Ивановосессии, дипломные и курсовые останутся просто словами, а не кошмарным сном; Купить диплом в Иваново можно как для быстрого профессионального роста, так и для получения рабочего места в отличной компании.
Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Русский язык 5 класс
Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания
по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.
Русский язык 6 класс
- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже
более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал.
Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.
Русский язык 7 класс
Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.
Русский язык 8 класс
В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.
Русский язык 9 класс
В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы
Русский язык 10 11 класс
Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.