Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 33080

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



Понятие сильной и слабой фонемы

Степень различной функции фонем выражается в понятиях сильная фонема и слабая фонема.
Сильные фонемы выступают в том фонетическом положении, в котором различается наибольшее количество звуковых единиц, например гласные в положении под ударением. Такое фонетическое положение называется сильной позицией; ударные гласные являются сильными фонемами, а их фонетическое положение - сильной позицией.
Слабые фонемы выступают в тех позициях, в которых различается меньшее количество звуковых единиц. Такое фонетическое положение называется слабой позицией. Так, в безударном положении гласные выступают в меньшем количестве звуковых единиц (ср. совпадение в первом предударном слоге звуков [о] и [а]: вал - [в?лы], вол - [в?лы]). Безударные гласные являются слабыми фонемами, а их фонетическое положение - слабой позицией.
Сильные и слабые фонемы обладают разной различительной способностью: различительная функция фонем в сильных позициях имеет наибольшую степень, в слабых позициях - меньшую.
Основной вид сильных гласных фонем. Основным видом сильной гласной фонемы является разновидность данной фонемы, наименее зависимая от фонетических условий, т.е. находящаяся под ударением в начале слова перед твердым согласным звуком (арка, оспа, ехать, издали, урна).
Разновидности сильных гласных фонем. Сильные гласные фонемы, различаясь под ударением, изменяют свое качество в зависимости от положения перед согласным и после согласного того или иного качества, в абсолютном начале и в абсолютном конце слова и выступают в разных своих разновидностях - более передних или задних, которые представлены в следующей таблице вариаций гласных фонем:

В начале слова

После твердых согласных

После мягких согласных

(I) не перед мягкими

(II) перед мягкими

(III) не перед мягкими

(IV) перед мягкими

(V) не перед мягкими

(VI) перед мягкими

[а]
ах

[а•]
ах

[а]
та, так

[а•]
мать

[•а]
хотя, хотят

[•а•]
мять

[о]
ох

[о•]
ось

[о]
то, ток

[о•]
соль

[•о]
всё, при всём

[•о•]
тетя

[е]
ер

[ê]
ерь

-

-

[е]
не, нет

[ê]
мель

[и]
их

[û]
имя

[ы]
мы, мыл

[ы•]
пыль

[и]
спи, спит

[û]
мили

[у]
ух

[у•]
улей

[у]
ту, тут

[у•]
путь

[•у]
путь

[•у•]
брюки


Сравнение вариаций сильных гласных фонем (см. таблицу) показывает, что они различаются лишь по месту образования и что место образования гласных фонем (ряд гласных) не является определяющим признаком гласной фонемы.
Приведенную схему вариаций сильных гласных фонем следует дополнить указанием по произношению ударных сильных фонем после заднеязычных и твердых шипящих.
1. После заднеязычных (г, к, х), не перед мягкими согласными, произносятся те же гласные, что в позиции I; причем перед [е] и [и] заднеязычные выступают в своих мягких разновидностях: [как], [ком], [кум], [к'ем], [к'ит].
2. После заднеязычных, перед мягкими согласными, произносятся те же гласные, что и в позиции II, а заднеязычные перед [е] и [и] выступают в своих мягких вариациях: [ка•м'ьн'], [ко•с'т'], [ку•с'т'ик], [к'eп'и], [к'uс'т'].
3. После твердых шипящих (ж, ш), перед твердыми и мягкими согласными, все гласные фонемы, кроме <е>, изменяются так же, как в позициях Ш и IV, а фонема <е> выступает в вариации <э>.
Слабые гласные фонемы (редуцированные гласные) первого предударного слога. Качество слабых гласных фонем оказывается зависимым, с одной стороны, от положения в безударном слоге и, с другой стороны, от качества соседних согласных. При определении фонетических позиций для гласных фонем первого предударного слога практически учитывается лишь качество предшествующего согласного, что позволяет различать следующие фонетические позиции:
I - в начале слова, II - после парного твердого согласного. III - после мягкого согласного, IV - после твердого шипящего (варианты гласных фонем).
Система слабых гласных фонем первого предударного слога (разновидности слабых фонем) в сопоставлении с системой сильных гласных фонем показана в следующей таблице:
 

 

В начале слова (I)

После парного твердого твердого согласного (II)

После мягкого согласного (III)

После твердого шипящего (IV)

[а]

[Λ]
[Λрба]

[Λ]
[брΛла]

е]
[п'иетак]

[Λ]
[жΛра]

[о]

[Λ]
[Λкно]

[Λ]
[дΛбро]

е]
[м'иедок]

[Λ]
[шΛф'ор]

[е]

е]
эташ]

е]
[шыэстоbukva.gif (116 bytes)]

е]
[л'иесок]

э]
[шыэсток]

[и]

[и]
[итак]

[ы•]
[пы•л'ит]

[u]
[п'uл'ит']

[ы]
[жырок]

[у]

[у]
[урок]

[у]
[туда]

[у]
[с'•уда]

[у]
[шум'eт']


Варианты фонем <а>, <о>, <е> первого предударного слога после твердых согласных совпадают с вариантами этих фонем в абсолютном начале слова. Это звуки [?], [ыэ].
Исключением является фонема <и>, которая в абсолютном начале слова реализуется звуком [и]: [Иван], а в первом предударном слоге после твердых согласных - звуком [ы]: [с-ыванъм].
Варианты гласных фонем второго предударного слога. Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I - после парного твердого согласного и II - после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого - звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [барабан], [колокола], [ы] - [выручат'], [у] - [мурав'e], [ь] - [пятачок], [и] - [к'ислота], [•у] - [л'юбопытны].
Варианты гласных фонем заударных слогов. Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.
Система вариантов гласных фонем заударных слогов представлена в таблице.

 

В начале слова (I)

После парного твердого твердого согласного (II)

После мягкого согласного (III)

После твердого шипящего (IV)

[а]

[Λ]
[Λрба]

[Λ]
[брΛла]

е]
[п'иетак]

[Λ]
[жΛра]

[о]

[Λ]
[Λкно]

[Λ]
[дΛбро]

е]
[м'иедок]

[Λ]
[шΛф'ор]

[е]

е]
эташ]

е]
[шыэстоbukva.gif (116 bytes)]

е]
[л'иесок]

э]
[шыэсток]

[и]

[и]
[итак]

[ы•]
[пы•л'ит]

[u]
[п'uл'ит']

[ы]
[жырок]

[у]

[у]
[урок]

[у]
[туда]

[у]
[с'•уда]

[у]
[шум'eт']


Как показывает таблица, после твердых согласных различаются гласные [ы], [ъ], [у]; причем звуки [ы] и [ъ] слабо противопоставлены. После мягких согласных различаются гласные [и], [ъ], [ь], [•у]; причем слабой разграниченностью отличаются звуки [и] - [ь], [ъ] - [ь].
66.
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz