Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 32897

Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0



Присоединительные конструкции


Краткая история вопроса
В трудах A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова выделяется особое значение некоторых союзов - присоединительное (у А.М. Пешковского говорится о сочинении и подчинении после разделительной паузы).
Существенная особенность присоединительных конструкций вскрыта Л.В. Щербой: "при присоединении 'второй' элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания", в отличие от сочинения, при котором "оба члена присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания".
Присоединительные конструкции обычно упоминаются в связи с характеристикой союзов. Бессоюзное же присоединение рассматривается в связи с парцелляцией (см. ниже).
Это отчасти объясняется тем, что еще в недавнем прошлом грамматистов интересовали в основном конструкции письменного языка, а своеобразие разговорной речи оставалось вне их внимания. Именно поэтому, видимо, большему изучению было подвергнуто союзное присоединение, более распространенное в письменном языке прошлого, нежели присоединение бессоюзное, пришедшее в письменный язык из языка разговорного.
В современном литературном языке эти конструкции получили широкое распространение. Поскольку в письменный литературный язык они проникли из языка разговорного, естественно, что наиболее употребительны присоединительные связи в художественной литературе, особенно при передаче диалогической речи.

Сущность присоединения

Присоединение - как своеобразная разновидность синтаксической связи - отличается и от сочинения и от подчинения. При сочинении элементы высказывания выступают как равноправные в синтаксическом отношении единицы, при подчинении - как зависимые. Но и в том и в другом случае они, как пишет В.В. Виноградов, "умещаются в одну смысловую плоскость". Сущность присоединения заключается в том, что последующие элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. "Присоединительными, или сдвинутыми, называются такие конструкции, в которых фразы часто не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения".
Характерная особенность присоединительных конструкций - разрыв между ними и основным высказыванием. Поэтому они стоят после длительной паузы и выделяются логически и интонационно.
Присоединительные конструкции, несмотря на многообразие структурно-грамматических типов и отсутствие определенных лексико-грамматических средств выражения (за исключением специальных союзов и союзных сочетаний: да и, потом, причем, а потому и некоторых других), объединяются единством функционального употребления в речи (при помощи их передается мысль, возникшая после основного высказывания), прерывистым характером синтаксической связи, которая создается особой интонацией после длительной паузы.
Функция дополнительно возникшего высказывания определяет основные значения присоединительных конструкций: они имеют характер добавочных сообщений, уточняющих, поясняющих и развивающих основное высказывание. Все эти качества позволяют считать присоединительные конструкции особым синтаксическим явлением. Цель использования присоединения - придать речи особые смысловые и экспрессивно-стилистические оттенки, сообщить отдельным членам высказывания большую смысловую и эмоциональную нагрузку.
На письме степень длительности паузы передается разными знаками препинания.
При союзном присоединении обычно употребляется запятая: Перед вами люди, имеющие в городе власть, и немалую (Н. И.). Иногда ставится тире: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть - и серьезные (Чак.).
При союзном присоединении возможна также постановка многоточия в том случае, если необходимо передать некоторую незавершенность основного высказывания и, кроме того, паузу большой длительности: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня... И, должно быть, последняя (Н. Пог.).
Чаще, однако, постановка точки: Города, начинающиеся с вокзалов... Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Р. Рожд.).
При бессоюзном присоединении характерна постановка точки. В письменной речи фактически только она и служит формальным показателем присоединения, обозначая паузу большой длительности: Действовать, действовать надо... Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь (Н. И.).
Постановка запятой качественно изменила бы конструкцию, присоединение уступило бы место обособлению: Плакать потом, ночью, когда-нибудь.
Однако в некоторых случаях при бессоюзном присоединении возможны факультативно запятая и тире. Например: Это мой отец. Он умер, в Томске (М. Г.); Было даже страшно, иногда (М. Г.); Я поклялся не говорить ни слова - из любопытства (Л. Т.); Вот мазурка началась, и мы расстались - до свидания (Л.).
Широкое употребление присоединительных конструкций в современной художественной литературе - свидетельство сближения письменного литературного языка с разговорным.

Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

В структурно-грамматическом отношении присоединительные конструкции не однородны. Присоединяться к основному высказыванию могут:
1) конструкции с присоединительными союзами и союзными словами,
2) конструкции с сочинительными союзами в присоединительном значении,
3) конструкции с подчинительными союзами в присоединительном значении,
4) бессоюзные конструкции.
Разнообразие структурно-грамматических типов присоединительных конструкций определило и разнообразие их смысловых функций.
Смысловые связи присоединительных конструкций с основным высказыванием очень разнообразны: одни из них содержат важные сведения, другие имеют характер дополнительных деталей, третьи - усиливают или уточняют значение членов основного высказывания. По составу присоединительные конструкции могут быть отдельными словами - членами предложения, сочетаниями слов, а также предложениями.

  • Союзные присоединительные конструкции
1. Присоединительные союзы и союзные сочетания образуются обычно путем соединения сочинительных и подчинительных союзов, а также некоторых частиц и местоименных наречий с союзами и, а. Именно эти союзы и придают связи характер присоединения, а вторая часть связующего элемента - союзы, местоименные наречия, частицы - служат показателем смысловых отношений между основным высказыванием и присоединением (например, присоединительная конструкция может обозначать причину, обоснование того факта, о котором сообщается в основном высказывании).
Присоединительные союзы и союзные сочетания могут иметь в своем составе сочинительные союзы: да и, но и, и то, а то, и не только... но и; подчинительные союзы: как и, и чтобы; наречия, частицы: и потому, а потому, и оттого, и притом, и затем, а поэтому, и вот, да еще и др. Например:
а) Незадолго до войны французское радиовещание просило меня сделать сообщение о культурных достижениях русских во Франции, да и вообще за рубежом (Люб.); Но для зрителей, еще не знакомых с трилогией "Хождение по мукам", образы Даши и Кати сделаются близкими именно благодаря фильму. И не только образы Даши и Кати, но и тех, кто связан с сестрами узами дружбы, родства, любви (Лит. газ.); У подножия горы стоял небольшой дощатый барак и рядом - маленькая, наскоро сколоченная хибарка. Но и только (Чак.);
б) Подумайте: это же ужас, если родина ухитряется без Калитина жить неплохо. И без Горячева. И без Караваева. Впрочем, этому наплевать, были бы деньги. Как и Розману (Н. И.);
в) И все-таки не было дня, чтобы я, схватившись за волосы, не готов был кричать о том, что мое положение хуже губернаторского. И только потому не кричал, что сам был губернатором (Люб.); С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Г. Усп.); Не зря ли приехали-то?! Да еще с узлами, с чемоданами (Копт.); Я же за все платила, решительно за все! И как дорого! (Ч.), Боялись. Но пока что не очень... (Люб.).
2. Наиболее употребительны в присоединительном значении союзы и, да, но, или, а, тоже, ни...ни.
Союз и, самый распространенный из всех перечисленных, может присоединять, в силу своей большой семантической емкости, самые разнообразные в структурно-грамматическом и смысловом отношении конструкции.
Присоединяемое подлежащее: А теперь в нем появилась какая-то угловатость, резкость... И непреклонность (Чак.); Зина не будет учиться в той школе, где коричневая форма. И Володя тоже - я вчера говорила с его папой. И Витя (Н. И.).
Присоединяемое сказуемое: Ждали малоснежную зиму. И не угадали (Чак.); Он тобой здорово гордится. И любит, видать (Адамов).
Присоединяемое дополнение: Можно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях. И о том, как он меня разыскивал (я ведь, уехав из Ленинграда, решила не писать ему больше и свой новый адрес не посылала). И о том, как я получила, к счастью, его первое письмо на Курган (Лапин).
Присоединяемое обстоятельство: Теперь мальчик купался, не боясь. Ухватываясь за ветку, слезал с берега и бросался в поток. И непременно с открытыми глазами (Айтм.).
Присоединяемое определение: Портниха надела очки, сказала: "Дорого, но это вещь. И в пир, и в мир, и в добрые люди" (Н. И.).
Присоединительные конструкции с союзами но, а, или, тоже, ни...ни по отношению к членам основного высказывания выполняют те же функции (дополнения, определения, обстоятельства, подлежащего и сказуемого).
Наряду с общими присоединительными отношениями они передают отношения соединительные, противительные и разделительные, обусловленные значением соответствующих союзов.
Союз но: - Конечно, приятно вернуться в город, где каждая улица, каждый камень знакомы тебе с детства. Но не в роли директора (Тевекелян).
Союз а: Светлана перечла бумагу еще раз и еще раз. Не потому, что до нее не сразу дошел смысл этого заявления. А лишь для того, чтобы выгадать минуту на раздумье (Рек.).
Союз или: Выбросьте процесс. Или роман. В конце концов, что важнее? (Н. И.).
Союз тоже: А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин (Н. И.).
Союз ни...ни: И прошу тебя, никому об этом не рассказывать. Ни маме, никому (Н. И.); Так жили мы... Ничего не понимая. Он не был подготовлен к тому, чтобы сразу после школы трудиться. Ни психологически, ни профессионально (Лит. газ.).
3. Присоединительное значение могут приобретать союзы и союзные местоименно-наречные слова: если, потому что, ибо, что, который, как, как (бы), когда и др.
Характерной особенностью присоединительных конструкций с приведенными и некоторыми другими подчинительными союзами и союзными словами является то, что они приобретают характер присоединения лишь в результате отрыва от главного предложения, основной конструкции. Формальным показателем этого на письме является точка, обозначающая длительную паузу. Лишь некоторые из этих слов (например, что, почему, отчего способны получать присоединительное значение и внутри одного предложения. Остальные же (например, потому что, ибо, если и др.) в составе сложного предложения служат показателями связи придаточной части с главной. А отдельные слова, в частности причем, употребляются только в присоединительном значении, поэтому характер связи не определяется постановкой определенного знака - возможна и запятая, и точка. Примеры: Потом разговаривает с консулом. Если его допустят до консула... (Н. И.); Тут мой возраст дает мне некоторые преимущества перед большинством читателей. Потому что я много ездил в те времена (Пауст.); Дежурная сестра идет за халатами, хотя хорошо знает, что завтра ребята явятся снова. И послезавтра. Что они будут ходить до тех пор, пока не станет на ноги эта веселая, неутомимая девушка, что по утрам повязывает себе красный галстук ("Пионерская правда"); ...Среди прочих телеграмм будет и его. Причем самая необычная (Лапин); Я люблю нашим русским помогать. Которые, конечно, работать хотят (Н. И.); Я у них уже одиннадцать лет живу. Как своя (Ч.).

  • Бессоюзные присоединительные конструкции
Бессоюзные присоединительные конструкции, употребляемые только после длительной паузы, по своим функциям делятся на четыре группы:
1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании;
2) присоединительные конструкции, уточняющие или поясняющие члены основного высказывания;
3) присоединительные конструкции, в составе которых повторяется член основного высказывания с дополнительной характеристикой;
4) присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание.
Бессоюзные присоединительные конструкции чаще всего бывают парцеллированными (оторванными от основного высказывания).
1. Среди присоединительных конструкций, выполняющих роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании, чаще встречаются конструкции, где присоединяется сказуемое: Олег мечтал стать инженером, любил литературу, много читал, сочинял стихи. Увлекался шахматами и спортом (Кошевая); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. И.); - Ну ладно, - сказал дед. - Пойду-ка посижу у себя. Оденусь (Н. И.); Вспомнил, что вчера истратил чуть ли не два доллара. Испугался (Н. И.).
2. Наиболее распространенным видом бессоюзных присоединительных конструкций являются конструкции, связанные с основным высказыванием пояснительными отношениями. Присоединительные конструкции уточняют, поясняют, конкретизируют значения как главных, так и второстепенных членов основного высказывания. Передаваемые ими смысловые оттенки очень разнообразны и зависят от смысловых отношений присоединительной конструкции с уточняемым словом. Например: - Вот что, - сказал Павел Харитонович, - поезжай завтра в обком. К Баулину (Чак.); - Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около чернильницы (Н. И.); Потом расскажу. При встрече (Чак.); Всегда он таким был. С детства (Н. И.); Я хорошо знаю и понимаю вас. Лучше, чем вы сами (Чак.); Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.); - Материя-то ничего, - небрежно заметила Лида, - но сшито отвратительно. Мешком. И таких воротников давно не носят (Н. И.); В Курцовске, куда тебя направляют, завод будет почище нашего. По последнему слову техники (Г. Ник.); Разве мало у каждого народа хороших традиций? Украшающих жизнь, объединяющих и укрепляющих национальное самосознание, оберегающих и сохраняющих опыт, накопленный поколениями, питающих корни молодого и нового? (Обр.); Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета (Шол.).
3. При повторении в присоединительных конструкциях члена основного высказывания возможно распространение его с целью сообщения ему дополнительной характеристики или расширения содержания. Повторение слова усиливает значение члена основной конструкции - подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства, определения. Например: Помните, Наташа, у вас голос. Хороший голос (Костоглодова); Ей просто хочется рассердить мать. Мать, которая устает, недоедает, мучается (Н. И.); Не банкет, а прием: как бы то ни было, опять сборище в одной из больших парижских гостиниц. Впрочем, сборище немногочисленное (Люб.); Таня быстро научится писать декорации. До удивления быстро (Н. И.); На земле бывают не только громадные стройки, но и громадные чувства. Громадные и страшно дорогие (Н. Пог.); В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту (Чак.).
4. Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание путем присоединения членов предложения, отсутствующих в основной конструкции, могут содержать лишь второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).
В конструкции с присоединительной связью происходит как бы разрыв возможных синтаксических сочетаний, в результате чего оторванные элементы получают большую смысловую нагрузку, так как приобретают грамматическую самостоятельность. Например: В бедной части, заброшенной и неприбранной, на одном метре каждой могилы стоят по пяти, восьми, а то и более маленьких деревянных крестов. Один к одному (Обр.). Возможное синтаксическое сочетание стоят один к одному, члены которого связаны по способу подчинения, оказывается разорванным. Зависимая часть, превратившись в отдельную синтагму, приобрела характер присоединения.
Присоединение второстепенных членов предложения позволяет придать им в смысловом отношении характер добавочного сообщения. Например: И она запела. Сначала тихо, потом громче (Фраерман). Кроме того, такое членение текста дает возможность сосредоточить внимание на самом действии - она запела (ср.: И она запела сначала тихо, потом громче. Логически выделяются именно второстепенные члены, т.е. внимание сосредоточивается на качестве действия, а не на самом действии).
Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание, могут выражать отношения определительные, причинно-следственные, временные, пространственные, объектные и т.д. Например: Вот так же свистит ветер над тем полем, где лежит Сергей. Непохороненный, неоплаканный (Н. И.); У Елены беда тут стряслась. Большая (Панф.); - И у меня, Иринка, отец с матерью и с сестренкой... - взглянул на девушку, - тебе ровесница была бы... померли. От голода (Шол.); С отцом приехал. По вербовке (Чак.); Для такого дела мы не годимся. Стары (Чак.); - Слушай, - сказал Дима. - Я бы хотел, чтобы ты ушла. Немедленно (Н. И.); Он, Калитин, откроет им глаза. Заодно расскажет о себе, о мыслях своих, о борьбе. Сурово, без прикрас (Н. И.).
***
Присоединительные конструкции, особенно предельно самостоятельные по отношению к базовому для них предложению, т.е. парцеллированные конструкции, - явление, связанное со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи. В настоящее время такое синтаксическое членение становится устойчивой чертой ряда публицистических жанров - фельетона, очерка, корреспонденции, рецензии. Например: Анатолий Ким - тот редкий писатель, о котором позволительно говорить высоким слогом. Хотя бы потому, что он сам относится к миру с любовью возвышенной и нежной. Даже когда пишет об очень страшном, находящемся за пределами нормального человеческого понимания (Лит. газ.). Активны парцеллированные конструкции в текстах художественной литературы, как прозаических, так и поэтических. В целом они свойственны речи взволнованной, эмоциональной, отчасти приподнятой, риторической. Маловероятно употребление таких конструкций в речи нейтральной, бесстрастной.
Широкие семантико-коммуникативные возможности парцеллированных конструкций объясняются их предикативной значимостью. Каждая из парцеллированных конструкций обладает своей собственной предикативностью, дополняющей предикативность, заключенную в базовом предложении. Именно поэтому расчленение повышает смысловую емкость высказывания. Например: Убеждаемся, что перестраиваться отнюдь не легче, чем строить. Порой даже сложнее. Но процесс, хотя и не без трудностей, набирает силу, темп, в него вовлекаются все большие материальные и социальные ресурсы (Лит. газ.). Ср.: Перестраиваться отнюдь не легче, чем строить. Перестраиваться порой даже сложнее.
Смысловая емкость, достигаемая при помощи расчленения, является следствием лаконизации высказывания, сжатия смысла путем передачи части его имплицитными средствами. Поэтому парцелляция возможна далеко не всегда, поскольку не каждый член высказывания способен при отрыве от базового предложения приобретать предикативность. Кроме того, не каждое базовое предложение способно сохранить свою семантико-структурную целостность при расчленении. Например, нельзя оторвать члены предложения или компоненты сложного предложения от сильно управляющих слов или слов, выступающих в данном контексте как лексически опустошенные. Ср.: Теперь он [художник] - не только человек, колдующий у мольберта, занятый выставочной или просветительской деятельностью, выполняющий заказы. Он должен быть непосредственным участником и строителем новой жизни - в прямом и переносном смысле ("Сов. Россия"). В предложении Теперь он - не только человек, колдующий у мольберта... нельзя оторвать члены предложения, стоящие после слова человек, так как базовое предложение с парцеллированными определениями лишится смысла. В то же время предложение Он должен быть непосредственным участником и строителем новой жизни - в прямом и переносном смысле способно существовать и без распространяющего его присоединения в прямом и переносном смысле. Ср. с парцеллированной конструкцией: Он должен быть непосредственным участником и строителем новой жизни. В прямом и переносном смысле. Значит, парцелляция возможна лишь при сохранении базовым предложением семантико-структурной целостности.
Присоединительные (парцеллированные) конструкции обладают большими художественно-выразительными возможностями: они способны передавать тончайшие смысловые и экспрессивные оттенки значений.
Так, например, присоединительные конструкции позволяют придать особую экспрессию высказыванию - стремительность, резкость: Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над "Облаком в штанах" (М.).
В силу своей оторванности присоединительные конструкции получают большую смысловую нагрузку, чем члены одного высказывания: Понимаешь... Он был так ко мне внимателен. Давно. Я тебе боялась сказать. Такой чуткий. Большой. Седой. Как отец (Н. И.). Присоединительные конструкции дают возможность усилить, выделить и члены основного высказывания, сделать их более весомыми в смысловом отношении: Я тебе, Веткин, говорю: учись рубке. У нас на Кавказе все с детства учатся. На прутьях, на бараньих тушах, на воде... (Купр.). Ср.: У нас на Кавказе все с детства учатся на прутьях, на бараньих тушах, на воде. В таком варианте логически выделяются только второстепенные члены предложения - на прутьях, на бараньих тушах, на воде, а не обозначаемое глаголом действие.
Возможности присоединительных конструкций не ограничиваются только повышением экспрессивности или способностью логического выделения нужных по смыслу фактов. В ряде случаев присоединение может вносить в высказывание особый смысловой оттенок, новый по сравнению с тем, который заключался в предложении без присоединения. Например: Я и вернулся. С руками и с ногами, но хуже, чем без них (Е. Карпельцева). Если бы не было присоединения, то предложение Я и вернулся с руками и с ногами, но хуже, чем без них воспринималось бы как подтверждение ранее высказанной мысли, причем без уступительного оттенка в значении.
Особый смысл приобретает предложение в результате использования присоединения и в следующем тексте:
- Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома. Не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе, - подумал Григорий Герасимович (Копт.). Ср. смысл предложения без паузы с переносом логического ударения на словосочетание "не ради куска хлеба": Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе...

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2014 Сделать бесплатный сайт с uCoz