Меню сайта |
|
 |
Наш опрос |
|
 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
|
 |  |  |
|
Деепричастие как форма глагольно-наречного образования
Деепричастие - неспрягаемая форма глагола, совмещающая в себе
грамматические свойства глагола и наречия: Волны несутся, гремя и
сверкая (Тютч.). Деепричастия гремя и сверкая обозначают дополнительные
действия, связанные с действием несутся (сказуемым), сопутствующие ему.
В предложении Волны несутся, гремят и сверкают все три действия
(сказуемые) самостоятельны. Деепричастие объединяется с глаголом общим
лексическим значением (гремят - гремя, сверкают - сверкая), общностью
вида (сверкать, сверкая - несовершенный вид, сверкнуть, сверкнув -
совершенный вид), залога действительного и средневозвратного (с -ся)
(переписать, переписав - действительный залог; переписываться,
переписываясь - средневозвратный залог), одинаковым управлением, в
частности винительным падежом (любить свободу - любя свободу),
возможностью определяться наречием (верно понимать - верно понимая).
Страдательный залог у деепричастий отсутствует. Подобно наречиям,
деепричастия не изменяются: не согласуются, не управляются, а примыкают.
Синтаксические функции деепричастия. Чаще всего деепричастия примыкают
к сказуемому-глаголу и являются обстоятельством: Я неприметно отошел к
окну, желая скрыть свое волнение (Форш). Деепричастие, примыкая к
сказуемому, может обозначать и добавочное действие, сопутствующее
действию, выраженному сказуемым: Клубятся тучи, млея в блеске алом
(Фет). В этом случае деепричастие является второстепенным сказуемым.
Деепричастие в первом значении (обстоятельственном) не допускает замены
спрягаемой формой глагола: Они [мальчики] пошли не торопясь и покорно,
точно гуси (М. Г.); во втором значении (второстепенного сказуемого)
такая замена возможна: Деревья радостно трепещут, купаясь в небе
голубом (Тютч.) (ср.: Деревья радостно трепещут, купаются в небе
голубом). Реже деепричастие примыкает к именному сказуемому,
выраженному кратким страдательным причастием, кратким прилагательным и
существительным: В полдень, переходя на станции через рельсы, он был
оглушен неожиданным свистком паровоза (Купр.); Проведя этот вечер с
невестой у Долли, Левин был особенно весел (Л. Т.); Пушкин, не
утрачивая в настоящем и будущем своего значения как поэт великий, тем
не менее был и поэтом своего времени, своей эпохи (Бел.). Деепричастие
может относиться не только к сказуемому, но и к другим членам
предложения; дополнению - неопределенной форме глагола: Врач разрешил
мне пройти к больному, соблюдая тишину (Купр.); определению-причастию:
Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей (Гонч.);
обстоятельству-деепричастию: Выпив не поморщившись противное лекарство,
он задержал меня в своем углу... (Кор.). Во всех приведенных
предложениях действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым,
принадлежат одному и тому же лицу (или предмету) - субъекту действия.
Только при наличии этого условия употребление деепричастия допустимо в
современном литературном языке. Если деепричастие и предикативная форма
глагола (сказуемое) обозначают действия разных лиц, употребление
деепричастия необычно и не соответствует современным нормам, например:
Соня и вчера поразила его [Левина] своей красотой. Нынче увидев ее
мельком, она ему показалась еще лучше (Л. Т.). Принадлежность действий
одному лицу, конкретному или обобщенному, допускает употребление
деепричастия в безличных предложениях: Внимая ужасам войны... мне жаль
не друга, не жены... (Н.).
Категория времени у деепричастий
Деепричастия, как неизменяемые формы глагола, лишены возможности
выражать морфологически временные значения. Деепричастиям свойственно
только относительное обозначение времени. Деепричастие несовершенного
вида обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого:
Сидя и лежа под кустами, они курят папиросы (М. Г.) - деепричастия
"настоящего времени"; Трамваи оглушительно звенели, подлетая к площади
(Кавер.) - деепричастие "прошедшего времени"; Мы встретимся,
приветствуя друг друга - деепричастие "будущего времени".
Деепричастия совершенного вида обозначают время, предшествующее
действию глагола-сказуемого: Отдохнув, он собрался уходить (Фед.).
Предшествующее действие может относиться не только к прошедшему
времени, но и к будущему: Отдохнув, он уйдет. Указанные отношения во
времени между деепричастием и глаголом-сказуемым являются основными.
Они могут варьироваться.
Деепричастия несовершенного вида, называющие повторные действия при
глаголах-сказуемых с тем же значением, могут обозначать и
предшествующие и последующие действия: Вставая (предшествующее
действие) на рассвете, она спускалась в кухню и вместе с кухаркой
готовила закуску к чаю (М. Г.); Хохол выбирал книги из чемодана, ставя
(последующее действие) их на полку у печи (М. Г.). Обозначая
предшествующее действие (1-е предложение), деепричастие обычно
предшествует глаголу; при обозначении последующего действия (2-е
предложение) деепричастие ставится после глагола.
Деепричастие совершенного вида, стоящее после глагола-сказуемого, может
обозначать действие, одновременное с действием глагола: Базаров
продолжал лежать, уткнувшись в стену (Т.), или последующее действие,
являющееся следствием действия, выраженного сказуемым; Под Игнатовым
упала лошадь, придавив ему ногу (Л. Т.), или действие, быстро следующее
за действием глагола-сказуемого, но не вытекающее из него: Тот
поклонился ему, коснувшись рукою пола (М. Г.). Переход деепричастий в наречия
Неизменяемость деепричастия и его синтаксическая роль (обстоятельство)
являются той основой, на которой совершается переход деепричастий в
наречия. Такому переходу способствует отсутствие у деепричастия
зависимых слов: - Что же вы молчите? - Наслаждаюсь молча (П.). При
переходе в наречия деепричастие утрачивает значение добавочного,
сопутствующего действия, лишается всех глагольных категорий, т.е.
значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не
добываются лежа (Д. Бед.). Деепричастия (обычно несовершенного вида),
ставшие наречиями, выполняют роль обстоятельства и характеризуют
действие с качественной стороны: Наступать надо немедля (Фурм.).
Деепричастия, перешедшие в наречия, могут входить в состав
фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки и др. Сюда же
относятся сочетания: кишмя кишат, ливмя льет, гормя горит и т.п., а
также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.
| |
 |  |  |
|
Форма входа |
|
 |
Поиск |
Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Русский язык 5 класс
Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания
по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.
Русский язык 6 класс - это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже
более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал.
Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.
Русский язык 7 класс
Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.
Русский язык 8 класс
В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.
Русский язык 9 класс
В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы
Русский язык 10 11 класс
Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.
|
 |
Календарь |
« Март 2021 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
 |
Архив записей |
|
 |
|