Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Принципы выявления и пути развития одаренных детей

Составитель Гольман Юлия Ивановна, зам. директора по УВР

МОУ СОШ №2 им. 37 ГСД Красной Армии

2011/2012учебный год

 

Принципы и методы выявления одаренных детей

 

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, свя­занный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномо­ментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнитель­ного образования) либо в процессе индивидуализированного обра­зования (в условиях общеобразовательной школы).

Психометрические тесты могут использоваться в качестве од­ного из множества источников дополнительной информации в рам­ках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия реше­ния о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неода­ренным».

 

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду тре­бований:

 

1)    комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные ис­точники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

 

2)длительность процесса идентификации;

 

3)анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

 

4)  экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математиче­ских задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);

 

5)  выявление признаков одаренности ребенка не только по от­ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обога­щенной предметной и образовательной среды при разработке ин­дивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целе­сообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование треннинговых методов, в рамках которых можно ор­ганизовывать определенные развивающие влияния и снимать ти­пичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;

 

6)  многократность и многоэтапность обследования с использо­ванием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивиду­альностью данного ребенка;

 

7)  диагностическое обследование желательно проводить в си­туации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме ор­ганизации к естественному эксперименту;

 

8)  использование таких предметных ситуаций, которые моде­лируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

 

9)  анализ реальных достижений детей и подростков в различ­ных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревно­ваниях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;

 

      10) преимущественная опора на экологически методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

 

        Однако комплексный подход к выявлению одаренности не из­бавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропу­щен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диаг­ноза и прогноза).

 

При выявлении одаренных детей необходимо дифференциро­вать:

  1.        актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на
    данном возрастном этапе;
  2.        особенности конкретных проявлений одаренности, связан­ные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
  3.        потенциальные возможности ребенка к развитию.

 

 

Направления работы с одаренными детьми в МОУ СОШ № 2 им. 37 ГСД Красной Армии

 

 

2.1 Принципы, цели, содержание и истоды обучения.

 

Общие принципы обучения

 

     К основным общим принципам обучения одаренных, как и во­обще всех детей школьного возраста, относятся:

-         принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-         принцип учета возрастных возможностей.

 

Цели образования

 

     Психологические особенности одаренных детей наряду со спе­цификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного раз­вития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особен­ностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на сле­дующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социаль­ные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют вы­делить и специфическую составляющую в отношении традицион­ной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической со­ставляющей является высокий (или повышенный) уровень и широ­та общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более вы­сокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание об­щего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания явля­ется обеспечение условий для раскрытия и развития всех способ­ностей и дарований с целью их последующей реализации в профес­сиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на реше­ние актуальных проблем современной цивилизации. Таким обра­зом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не расте­рять, не затормозить рост его способностей - это особо важная за­дача обучения одаренных детей.

Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

 

-   развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе даро­вание, а то, какое применение оно будет иметь);

 

-   создание условий для развития творческой личности;

 

-   развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его воз­можностей);

-   обеспечение широкой общеобразовательной подготовки вы­сокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропони­мания и высокого уровня компетентности в различных областях

знания   в  соответствии  с  индивидуальными  потребностями   и склонностями учащихся.

 

Содержание образования

 

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

 

1)    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся уско­ренным темпом развития. Но он должен применяться с особой ос­торожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необ­ходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

 

2)    УглублениеДанный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисци­плин или областей знания.

 

3)    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традици­онных тем за счет установления связей с другими темами, пробле­мами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированпых занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности.

 

4) ПроблематизацияЭтот подход предполагает стимулирова­ние личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом
случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пере­
смотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернатив­ных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся
личностного подхода к изучению различных областей знаний, а так­
же рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не
существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные).
Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо
реализуются в виде специальных внеучебных программ.

 

Методы и средства обучения

 

Методы обучения, как способы организации учебной деятельно­сти учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одарен­ных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются мето­ды творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоя­тельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащих­ся. Они исключительно эффективны для развития творческого мыш­ления и многих важных качеств личности (познавательной мотива­ции, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмо­циональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

 

 

2.2 Формы обучения.

 

Обучение детей в условиях общеобразовательной школы

 

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуаль­ного учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуаль­ных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе /дистанционного обуче­ния), в рамках которых одаренный ребенок может получать адрес­ную информационную поддержку в зависимости от своих потреб­ностей.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопеч­ному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуаль­ного роста, опираясь на развитие его способностей к самоопреде­лению и самоорганизации.

Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в клас­се, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предпола­гающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с ода­ренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуаль­ного темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совмест­ную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Ода­ренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педа­гогами и одновременно являться руководителями классных иссле­довательских секций по данному предмету.

Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследова­тельских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков ис­следовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осущест­вляться как в рамках специального обучения в шестой (развиваю­щий) день, так и во время факультативных занятий.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выпол­нить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследова­ния и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в при­вычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответ­ствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

 

Наиболее благоприятные возможности для обучения одарен­ных детей предоставляют следующие формы обучения:

 

Дифференциация параллелейВ школе предусматривается не­сколько классов внутри параллелей для детей с разным видом спо­собностей. Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового возраста (с 9 класса) и особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возрас­та сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.

 

 

Перегруппировка параллелейШкольники одного возраста рас­пределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, матема­тикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) - в обычной. Это предполагает, что во всех парал­лелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Такая форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство.

 

Выделение группы одаренных учащихся из параллелиПредпо­лагается объединение 5-8 наиболее успевающих в каждой парал­лели школьников в группу, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется па­раллельно, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академические результаты группы одаренных детей.

 

Попеременное обучениеЭта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не па все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возмож­ность для общения со сверстниками и позволяет им находить рав­ных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант за­ключается в том, что одаренные дети имеют возможность зани­маться со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одарен­ные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне.

 

Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.

 В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваи­вать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и вза­мен предоставляются программы обогащения.

 

 

Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные ма­лые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуаль­ных способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с дру­гими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: со­здание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индиви­дуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуще­ствления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне органи­зации учебного процесса в школе, наличием дополнительных по­мещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» приме­нения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.).

Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможности конкретной школы, но и, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, ко­торые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одарен­ных учащихся, которые основаны на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и ме­тодов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действи­тельного развития таких детей, удовлетворения их индивидуаль­ных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.

 

Обучение детей в системе дополнительного образования

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профи­ля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позво­ляет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно перехо­дит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запро­сы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

 

 

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

 

1)    индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

 

2)работа по исследовательским и творческим проектам в ре­жиме наставничества (в качестве наставника выступают, как пра­вило, ученый, деятель науки и культуры, специалист высокого класса);

 

3)детские научно-практические конференции и семинары.

 

 

Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специаль­ных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необ­ходимости создания специальных классов и школ для обучения де­тей с общей одаренностью продолжает оставаться предметом ост­рых дискуссий. Это связано с тем, что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и не­достатки. Большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвиже­ния в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разно­родном классе самые способные часто оказываются недогруженны­ми. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более опытные учителя. В разнородных классах, где среди 20-30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта рабо­ты с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют воз­можность стать специалистами по обучению одаренных.

 

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное свое­образие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа па следующие вопросы:

 

1)       С каким видом одаренности мы имеем дело: общая или спе­циальная в виде спортивной, художественной или иной?

 

2) В какой форме может проявиться одаренность: явной, скры­той, потенциальной?

 

3)   Какие задачи работы с одаренными являются приоритетны­ми: развитие имеющихся у ребенка способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образователь­ной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т. д.

 

4) Какой тип образовательного учреждения целесообразно ис­пользовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреж­дение дополнительного образования и т. д.?

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каж­дый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально воз­можного для него уровня развития. Поэтому проблема дифферен­циации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.

Тем не менее необходимо признать, что наиболее перспектив­ной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», то есть на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и ин­дивидуализированного подходов. По мере повышения качества об­разовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т. д., существующие на данный момент варианты «внешней дифферен­циации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.

Какова же стратегия разработки содержания учебной деятель­ности одаренных детей? Существуют два основных подхода к ре­шению этой проблемы:

1) изменение количественных характеристик;

2) изменение качественных характеристик.

 

К количественным характеристикам относят - объем учебного материала и темп обучения. К качественным - соотношение раз­личных направлений, моделирования содержания, характер его по­дачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). На основе из­менения количественных характеристик содержания образования выделены две основные стратегии: «ускорения» и «интенсифика­ции», а на основе качественных - сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская». К этим моделям относятся виды обогащения, находящиеся за пределами основного учебного плана. Это то, что относится к системе дополнительного образования и составляет вариативный компонент образовательной деятельности (факульта­тивы, кружки, студии и т. д.).

 

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями, он состоит из трех этапов:

 

1.     Выявление способных детей с помощью родителей (разрабо­тан опросник для родителей), педагогов, тестирований, социальных групповых листов.

 

2.  Диагностика детей с помощью психологических тестов, учи­тывая их склонности и интересы. Это экспресс-диагностика - разо­вые обследования (тест «IQ» на определение интеллекта) и долго­временные организационные педагогические модели. Но главным недостатком используемых методов является их ориентирован­ность на результативную сторону проявления психических процес­сов, способностей и деятельности индивида. В то же время процес­суальная сторона этой деятельности, которая, собственно, и пред­определяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зре­ния». Поэтому исследователи считают, что необходимо от диагно­стики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике про­гноза и проектирования развития. Одним из методов, позволяющих работать именно с процессуальной стороной способностей и вооб­ще сознания детей и взрослых, являются треннинговые методы вы­явления и развития одаренности (включая учебно-игровые мето­ды). Их главное отличие состоит в том, что с их помощью внима­ние человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов изучения деятельности. Но эта тема требует специального рассмотрения и обсуждения.

 

3 (заключительный этан). Работа педагогов с детьми по специа­лизированным программам, направленным на развитие и углубле­ние их способностей (классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы).

 

 

Американский исследователь Блум, изучавший биографии из­вестных людей, подчеркивает, что «каковы бы пи были способно­сти детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специаль­ных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способны­ми, одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно под­ходить к организации и проведению уроков, заниматься разработ­кой авторских программ, находить индивидуальный подход к спо­собностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант!

 

Отмечая комплексный характер проблемы одаренности при выборе методов работы с такими детьми в условиях общеобразова­тельной школы, необходимо предварительно определить:

 

1)  с каким типом одаренности мы имеем дело (наша работа ориентирована прежде всего на выявление и развитие интеллекту­альных, творческих, академических и других способностей);

 

2) в какой форме проявления мы ожидаем увидеть одаренность (явная, возрастная, скрытая);

 

3) какие задачи работы являются приоритетными: обучающая, обучающее-развивающая или же развивающая; развитие уже высо­ких способностей или же, напротив, недостаточно развитых спо­собностей; педагогическая поддержка и т. д.

При организации работы с одаренными детьми в условиях мас­совой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возмож­ность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Теоретический подход к ре­шению данной проблемы базируется на следующих основных положениях концепции развивающего образования:

 

  1. усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования
    превращается в средство развития способностей;

 

2) на смену «субъект-объектной» логике воздействия на учени­ка приходит логика содействия, сотрудничества, когда учитель и ученик не противостоят друг другу, выступают как партнеры совместного развития;

 

3) учащийся становится субъектом своего собственного разви­тия, рассматривается как самоценная личность; соответственно ме­няется и критерий ценности учителя - он ценится не за то, что уме­ет организовать процесс саморазвития ученика и себя самого;

 

4) стереотипное воспроизведение учениками стандартного ми­нимума готовых истин меняется на проектирование и организацию образовательной среды, способствующих раскрытию природных данных учащихся, саморазвитию их познавательных, эмоциональ­ных и духовных способностей;

 

5)   требование соответствия образовательных технологий при­родным закономерностям развития личности ученика.

-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск








Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Март 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru