Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 32733

Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0



Местоимение


Значение местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи

К местоимениям относятся слова, которые, не называя предметов или признаков, указывают на них. Конкретное лексическое значение местоимения получают только в контексте. Например, местоимение ты либо указывает на лицо, к которому обращена речь: - А знаешь, ты, кажется, хороший человек, - сказала Уля Доньке, - и мне хочется, чтобы ты был хорошим человеком (Закр.); либо приобретает обобщенно-личное значение, т.е. указывает не на определенное лицо, а на лицо вообще: И противник по болоту, по траншейкам торфяным садит вновь из минометов - что ты хочешь делай с ним (Твард.). Местоимение всякий может иметь значение "каждый": Моя "Чайка" идет в Москве уже 8-й раз, театр всякий раз переполнен (Ч.). Это же местоимение может выступать в значении "разный, самый различный, разнообразный": Там за стол его сажала, всяким яством угощала... (П.), а также в значении "любой, какой бы то ни было": В том-то и сила, чтобы без всякого права отнять имение (П.).
По своим семантике-морфологическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. По соотносительности с названными частями речи выделяются следующие группы местоимений:
1) местоимения, соотносимые с существительными (обобщенно-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;
2) местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщенно-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;
3) местоимения, соотносимые с числительными (обобщенно-количественные): столько, сколько.
О местоименных наречиях (там, туда, тогда, когда и др.) см. подробнее в главе "Наречие".
По вопросу отнесения местоимений к частям речи и определения их роли в языке были высказаны различные соображения. На их обобщающую роль указывал еще М.В. Ломоносов. Об отвлеченном характере местоимений имеются высказывания у А.А. Потебни, который именно в силу особой функции местоимений не включил их в состав частей речи. Ф.Ф. Фортунатов противопоставляет слова-названия словам-местоимениям, а А.А. Шахматов и A.M. Пешковский, развивая эту мысль, выделяют местоименные существительные (я, ты, он, кто и др.), местоименные прилагательные (мой, твой и др.), местоименные наречия (по-моему, здесь, там). A.M. Пешковский вообще не включает местоимения в состав частей речи, говоря лишь о местоимении как об особой форме выражения "субъективно-объективного значения". Подобную точку зрения излагает и М.В. Панов, считая, что местоимения "хотя и составляют лексическую группу слов (или даже несколько групп: с указательным, замещающим и т.п. значением основы), но не являются особой частью речи... В пределах каждой части речи есть уголок местоименных слов...".

Разряды местоимений по значению

По своему значению, а также по синтаксической роли все местоимения делятся на следующие разряды:
1. Личные местоименияя, мы (1 лицо); ты, вы (2 лицо); он, (она, оно), они (3 лицо), являющиеся по своему происхождению указательными местоимениями.
Местоимение я указывает на лицо говорящее, а местоимение ты - либо на лицо, к которому обращена речь, либо на человека вообще (приобретает обобщенно-личное значение).
Эти местоимения не имеют грамматического рода и форм множественного числа (местоимения мы и вы имеют значение: "я и еще кто-то", "ты и еще кто-то").
Род местоимений я и ты определяется путем соотнесения с реальным полом лица, на которое они указывают. Например, в предложении "Нет, - засмеялась Лиза, - я ходила на хутор с Любой..." (Закр.) местоимение я указывает на лицо женского пола, поэтому глагол употреблен в форме женского рода.
В научной, деловой, публицистической речи и в языке художественной литературы местоимение мы иногда употребляется в значении местоимения я, например, как авторское "я": На станции, в доме смотрителя, о коем уже мы упомянули, сидел в углу проезжий (П.).
Раньше встречалось употребление мы вместо я для придания речи, особой торжественности (например, в царских манифестах).
Местоимение мы употребляется и при обращении ко второму лицу, например, в разговорной речи: "Ну, как мы себя сегодня чувствуем?" - спросил доктор. Иногда это местоимение употребляется с целью придания речи иронического оттенка: Как, мы уже и рассуждать начали?
Местоимение вы как форма вежливости употребляется и при отнесении к одному лицу: Она взглянула на цветы... "Это кому ж вы цветочков нарвали, Глеб Иванович?" (Закр.).
При склонении личных местоимений я и мы наблюдается изменение основ в косвенных падежах (супплетивность): я - меня, мне и т.д.; мы - нас, нам и т.д. В творительном падеже имеются две формы: мной и мною. Первая более употребительна. Однако в поэтической речи наблюдается использование обеих форм.
Местоимение третьего лица имеет категорию рода (он, она, оно) и числа (они), так как является по происхождению указательным (иногда называется лично-указательным).
При склонении также наблюдается изменение основы в косвенных падежах: он - его (него), ему (нему) и т.д.; она- ее (нее, ней), ей (ней) и т.д.
Примечание. В результате исторического развития языка появились формы местоимений с н в основе. Первообразные предлоги в, с, к первоначально оканчивались на носовой согласный и имели вид вън, сън, кьн (сън имь, кън ему и т.д.). В дальнейшем в результате процесса переразложения конечный согласный предлога стал восприниматься как начальное н местоимений. По аналогии с первообразными предлогами в, с, к начальное н появилось и после предлогов у, возле, около и др. Однако после предлогов позднейшего образования (благодаря, вопреки, навстречу и др.) к в местоимениях не употребляется: возле него, но навстречу ему.
2. Возвратное местоимениесебя указывает на отношение к действующему лицу (т.е. на производителя действия). Морфологически характеризуется тем, что не имеет форм рода и числа. Склоняется оно по типу местоимения ты, однако не имеет формы именительного падежа, что обусловлено его синтаксической ролью: в предложении это местоимение всегда выступает в роли дополнения, поэтому может употребляться лишь в косвенных падежах.
Например: Олег взял себе как кличку его [отчима] фамилию, потому что с ней у него связаны были первые героические представления о партизанской борьбе (Фад.). В форме дательного падежа (себе) это местоимение в разговорной речи употребляется в роли частицы, например: Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лая твоего совсем не примечает (Кр.).
3. Притяжательные местоимениямой, наш, твой, ваш образуют группу лично-притяжательных; местоимение свой является возвратно-притяжательным. Местоимения мой, наш указывают на принадлежность первому лицу, местоимения твой, ваш - на принадлежность второму лицу, местоимение свой - на принадлежность всем трем лицам.
Личные притяжательные местоимения иногда почти утрачивают значение принадлежности первому лицу и приобретают значение, не связанное с понятием принадлежности: Не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти (П.); Будем следовать за каждым шагом нашего рецензента (П.) и т.д. (где мой - о котором идет речь; наш - занимающийся нами).
Морфологически притяжательные местоимения характеризуются тем, что имеют формы рода и числа.
Для обозначения принадлежности третьему лицу в роли притяжательных местоимений употребляется родительный падеж личных местоимений третьего лица: его, ее, их. Например: Его лицо было треугольно (Кат.); Уля знала, что ее мать и отец слишком привязаны к своему дому и слишком стары и больны, чтобы решиться на уход из дому (Фад.); ...Как вольность весел их ночлег (П.).
Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются по типу прилагательного синий, а местоимения наш, ваш по образцу старший.
В винительном падеже множественного числа (а для мужского рода и в единственном числе) все притяжательные местоимения имеют двоякие формы: одни для указания на существительные, обозначающие одушевленные предметы (моих, твоих, своих, наших, ваших), другие для указания на существительные, обозначающие неодушевленные предметы (мои, твои, свои, наши, ваши): Он встретил своих родственников на улице. - Он увидел свои книги в витрине магазина.
4. Указательные местоименияэтот, тот, такой, таков, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий имеют общее значение указания на какой-то один предмет из числа однородных. Разговорно-бытовые местоимения экий и эдакий имеют варианты экой, этакой и эдакой, употребляющиеся с восклицательным оттенком. Например: Экой ты, братец!.. (Л.); Этакий ты увалень!
Семантически местоимения тот и этот различаются тем, что тот указывает на предмет более отдаленный, уже упоминавшийся в речи, а этот - на предмет весьма близкий: В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия... (П.); Этот человек причиной мне всегда ужасного расстройства (Гр.).
К числу морфологических особенностей указательных местоимений относится наличие форм рода (этот, эта, это; тот, та, то) и числа (эти, те).
При склонении в винительном падеже множественного числа (для мужского рода и в единственном числе) употребляются двоякие формы: этого, того, этих, тех - для указания на существительные, обозначающие одушевленные предметы, и этот, тот, эти, те - для указания на неодушевленные предметы. Например: Этот путь Гаврик один пробегал за пятнадцать минут (Кат.); Она [Уля] знала всех этих людей (Фад.).
Местоимение такой (и книжное таковой) имеет общее значение указания "на предмет, подобный тому, о котором уже говорилось ранее": В такую ночь мне жаль людей, лишенных крова (Бл.); Таковое начало не предвещало мне ничего доброго (П.).
Иногда местоимение такой приобретает значение слова, указывающее на большую степень качества или состояния: Он такой несчастный.
Местоимение такой имеет формы рода (таков, такая, такое) и числа (такие). Склоняется оно по типу прилагательных с основой на заднеязычный согласный (тверской).
Местоимение таков употребляется сравнительно редко и только в функции сказуемого. Например: Таков и ты, поэт! (П.). Оно сохранилось в устойчивом словосочетании и был таков (исчез, скрылся): Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.).
Местоимения сей, оный, эдакий в современном русском языке почти не употребляются. В начале XIX в. они еще широко были распространены в книжной речи. Ср. у А.С. Пушкина: Люблю сей темный сад с его прохладой и цветами. Сохранились они в отдельных устойчивых словосочетаниях: во время оно, до сих пор, сию минуту и др.
5. Вопросительно-относительные местоимениякто, что, какой, который, чей, сколько характеризуются семантическим и грамматическим многообразием, так как могут выступать и в качестве вопросительных слов и в качестве относительных (союзных) слов. В первом случае они не указывают на предмет, лицо или признак, а лишь содержат вопрос о них: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой (Жук.).
В роли относительных слов эти местоимения присоединяют придаточные части к главным: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.).
К морфологическим особенностям местоимений кто и что относится отсутствие форм рода и числа. Местоимение кто указывает на одушевленные предметы, что - на неодушевленные предметы.
При согласовании глаголов с вопросительным местоимением кто употребляется мужской род единственного числа: Кто из вас, девушки, был в театре. Для согласования с женским родом употребляется дополнительно местоимение такая: Кто такая приехала?
При вопросительном местоимении что глагол-сказуемое в прошедшем времени употребляется в среднем роде: Что там упало? Или: Что у вас произошло? и т.д. Род этого местоимения, выступающего в роли относительного слова, обусловливается родом того существительного к которому оно относится: ...Старый дуб, что посажен отцом (Н.).
Местоимение кто склоняется по типу местоимений этот, тот. Местоимение что склоняется по типу местоимения весь.
Местоимение который, выступая в роли вопросительного, отличается от местоимения какой семантикой предполагаемого ответа: в нем должно быть или указание на порядок по счету (Который час? - Первый), или указание на один из нескольких предметов (Который из костюмов больше подходит?). На вопрос с местоимением какой ответ должен носить оттенок указания на качество предмета (Какой цвет больше нравится? - Сиреневый). По склонению местоимения который, какой сходны с прилагательными типа старый, стальной.
Местоимение чей в роли относительного употребляется преимущественно в книжном языке (в поэтической речи): О ты, чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн! (П.). В роли вопросительного оно обозначает вопрос о принадлежности: Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.). Склоняется местоимение чей по типу притяжательного прилагательного лисий. Отличие заключается лишь в том, что гласный в основе местоимения - е, тогда как в прилагательном - и.
Местоимение сколько в восклицательном предложении употребляется чаще всего в книжной речи: У скольких поэтов легкость руки! (М.) В роли вопросительного это местоимение предполагает вопрос о количестве предметов: Сколько ждать? День? Два? (Аж.).
Местоимение сколько склоняется по типу прилагательных с основой на мягкий согласный. К особенностям склонения относится то, что в именительном и винительном падежах оно, подобно именам числительным, управляет падежом, т.е. требует после себя определенного падежа, а именно род. п. мн. ч., например: Сколько окон в доме? Употребляясь в остальных падежах, это местоимение, как имена прилагательные, согласуется с существительным: скольких людей, скольким людям и т.д.
6. Определительные местоимениясам, самый, весь, всякий, каждый, иной отличаются друг от друга.
Местоимение сам имеет значение "самостоятельно, без чьей-либо помощи": Он сам все это начертил. Иногда оно приобретает значение усиливающего слова: Вот он сам стоит с винтовкой... (Твард.). Это местоимение чаще всего употребляется с существительными, обозначающими одушевленные предметы, или с личными местоимениями. Оно имеет формы рода и числа. При склонении в винительном падеже множественного числа (для мужского рода и в единственном числе) имеет двоякие формы: самих, самого при указании на одушевленные предметы и сами, сам при указании на неодушевленные предметы. Особенностью этого местоимения является также наличие колеблющихся форм женского рода в винительном падеже: самоё, саму, из которых чаще используется вторая.
Местоимение самый обычно употребляется для уточнения при указательных местоимениях. В эту самую минуту сильный порыв ветра раздвоил тучу (Григорович). Оно может быть употреблено и с существительными, обозначающими время или меру, в значении "именно", "как раз тот": В самый час, как ты рождался, гром ударил в небе (А.К.Т.). Употребляется и со значением указания на предел проявления качества или временной предел: Игра уж в самой силе... (Л.); Перед самым отъездом я пришел к ней проститься (Нов.-Пр.), или входит в состав сложной формы превосходной степени имен прилагательных и наречий: Я подбирал для нее самые поэтические слова, какие только знал (Нов.-Пр.).
Особенностью склонения этого местоимения является наличие постоянного ударения на основе во всех падежах, наличие двояких форм в винительном падеже для указания на предметы одушевленные (самых, самого) и неодушевленные (самые, самый), двоякие окончания в творительном падеже женского рода (самой - самою).
Местоимение весь имеет собирательное значение, оно указывает на совокупность явлений или на полноту охвата чего-либо. Например: Я не спала всю ночь (П.); Когда... я снова явился в свете, толки были во всей силе (П.).
Местоимения всякий, каждый указывают на какой-либо один предмет, отдельно взятый из числа нескольких, многих. Например: Всякий раз она [Зина] в мыслях представлялась ему в обычной обстановке - дома, на московской улице или в институте (Аж.); Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои усвоенные выражения (П.). Местоимения каждый, всякий склоняются по типу прилагательных красный, громкий.
7. Отрицательные местоименияникто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего имеют общее значение отрицания. Они образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи отрицательных частиц не и ни.
Склонение отрицательных местоимений сходно со склонением тех местоимений, от которых они образованы. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа, при их склонении ударение во всех падежах падает на отрицательную частицу. В местоимениях никого, ничего ударение всегда падает на окончание.
Если отрицательные местоимения употреблены с предлогами, то предлог всегда ставится между отрицательной частицей и местоимением: не у кого, не для чего, ни с кем, ни за чем и т.д.
Местоимения никто, ничто, никакой употребляются только в отрицательных предложениях: Никто не знал, откуда он свалился к нам в уезд... (Т.).
Местоимение ничей обычно имеет значение "никому не принадлежащий": Эти книги ничьи. Иногда оно употребляется в значении "чей-то" т.е. в неопределенном значении (в отрицательных предложениях): Не отвергай совета ничьего (Кр.) Несколько чаще местоимение ничей употребляется в значении "чей бы то ни был": Еще ничей в его обитель не проникал доныне взор (П.).
8. Неопределенные местоимениянекто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь имеют значение приблизительного указания на предмет или признак. Например: Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.); Среди провожающих немало было подростков, девушек, молодых женщин, и кто-то из них, провожая сестру или брата, случайно попал за оцепление и уже не мог выйти оттуда (Фад.) и т.д.
Неопределенные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений при помощи частицы-приставки не- и неопределенных частиц-постфиксов (-либо, -то, -нибудь) и частицы-префикса (кое-).
К числу морфологических особенностей неопределенных местоимений относятся следующие: 1) наличие форм рода, числа и категории одушевленности у местоимений некий, некоторый, какой-нибудь, какой-либо, какой-то, кое-какой и под.; 2) двоякие формы у местоимения некий в косвенных падежах (некоей, некой; некоих, неких и т.д.), причем формы некоей, некоим и т.д. являются устаревшими; 3) местоимение некто может употребляться лишь в форме именительного падежа: И мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.); 4) местоимение нечто имеет только формы именительного-винительного падежей: В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести, и снова умолкло. - Он пел разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы (П.).

Переход местоимений в другие части речи

Некоторые местоимения в определенных условиях могут утрачивать свои указательные функции и приобретать признаки других частей речи. Так, местоимения мои, наши, сам, ничья, тот, этот и другие могут выступать в роли существительных: Сегодня едут мои в деревню (П.); Наши здесь язык свой позабыли, позабыли и наш родной обычай (П.). Или:
- Что это вы мужа-то "сам" называете?
- Как его ни называй: муж, хозяин, сам, - все он большой в доме (А. Остр.); Тот сватался - успел, а тот дал промах (Гр.); Игроки согласились на ничью и др.
Местоимения несколько, столько в современном русском языке употребляются в значении неопределенно-количественных наименований: По улице бродило несколько куриц (П.); Ни у кого нет столько сил, сколько у нас (Фад.).

Употребление других частей речи в роли местоимений

Употребление разных частей речи в роли местоимений называется прономинализацией (лат. pronomen - местоимение).
В разряд местоимений функционально переходят следующие слова: существительные (например, сестра, брат, дело, вещь и др.), прилагательные и причастия (например, известный, целый, последний, данный, следующий и др.), числительные (один). Все эти слова в определенных условиях утрачивают свое лексическое значение и выполняют указательную функцию, приобретая черты местоимений, чаще всего указательных или неопределенных: "Это, - говорил он, - необходимо для нашего брата служивого (П.); Мы выехали на охоту. Дело было в сентябре (в обоих случаях существительное употреблено в значении указательного местоимения); Они не боятся чумы, полагаясь на судьбу и на известные предосторожности (П.) - прилагательное употреблено в значении неопределенного местоимения некоторые, какие-то; В газете были упомянуты следующие студенты - прилагательное в значении указательного местоимения такие и т.д.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • дорожная сетка это устройство.
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Какая именно пожарная сигнализация самая лучшая можно узнать на нашем портале.;wella;Курсы английского языка: обучение фотошоп.;Новые вакансии, работа: обучение по специальности реклама. Реклама в Омском Интернете.Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2014 Сделать бесплатный сайт с uCoz