Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Безлично-предикативные слова (категория состояния)


Семантические, морфологические и синтаксические признаки безлично-предикативных слов

Безлично-предикативные слова, или категория состояния, - это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого безличного предложения (их еще называют предикативными наречиями, подчеркивая тем самым функцию предиката).
В предложении Приедет Леонид, нам будет очень весело (Писем.) слово весело обозначает психическое состояние человека, является сказуемым безличного предложения, сочетается со связкой будет, образующей аналитическую форму будущего времени. Безлично-предикативное слово весело омонимично краткой форме прилагательного и наречия; Ср.: Выражение ее лица весело (весело - краткое прилагательное). - Он весело улыбнулся (весело - наречие). Но от прилагательного оно отличается отсутствием форм рода (весел, весело, весела) и неспособностью определять имя; от наречия - неспособностью определять глагол и имя прилагательное. Кроме того, безлично-предикативному слову чуждо значение признака (признак предмета - прилагательное; признак действия - наречие).
Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением - выражением состояния или его оценки. Это может быть состояние живых существ, психическое или физическое, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с точки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслится только безлично: Ребенку больно (ср. выражение состояния именем прилагательным и глаголом: Ребенок болен и Ребенок болеет).
Морфологические признаки безлично-предикативных слов следующие:
1. Отсутствие склонения и спряжения, т.е. неизменяемость.
2. Наличие суффикса -о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, видно, обидно, нужно).
3. Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативные слова (грустно, было грустно, будет грустно; стало грустно, станет грустно). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.
4. Сохранение форм сравнения словами на -о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий. Например: Было тепло - станет теплее. Было легко - станет легче.
5. Соотносительность с теми частями речи, от которых произошла данная категория слов: грустно соотносится со словом грустный, тепло - с теплый, тяжело - с тяжелый, морозно - с морозный. Однако этот признак свойствен не всем безлично-предикативным словам: например, совестно в современном русском языке не соотносится с "совестный", можно не соотносится с "можный".
Наиболее четки и определенны синтаксические признаки безлично-предикативных слов.
1. Существенный признак этих слов - синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении (в сочетании с инфинитивом или без него). Например: Она потом вдруг задумалась и как-то мрачно задумалась, так что тяжело и грустно было видеть ее в этом положении (Писем.); Нам должно было спускаться еще верст пять по обледеневшим скалам и топкому снегу, чтобы достигнуть станции Коби (Л.).
2. Безлично-предикативные слова не согласуются и не управляются, они могут сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, стать, становиться, делаться), выражающей время и наклонение. Например: Мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты (Л.); Мне сделалось неприятно и неловко (Писем.).
3. Безлично-предикативные слова способны распространяться формами имен существительных и местоимений в дательном падеже без предлога и в родительном и предложном с предлогами, т.е. управлять данными формами. Например: ...Вам может быть скучно у меня, а я душевно рад (Писем.); На дворе было темно, хоть глаз выколи (Л.). Возможен и винительный падеж: Мне сделалось грустно и досадно на Лизу (Писем.).
Кроме того, при безлично-предикативных словах часто употребляется зависимый инфинитив. Например: Снег на прощанье с землей переливал такими алмазами, что больно было глядеть (Ч.); ...Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать (Сим.).
4. В отличие от наречий и прилагательных безлично-предикативные слова никаких слов не определяют. Ср., например: Она смотрела грустно (наречие определяет глагол) - Ее лицо было грустно (краткое прилагательное определяет имя существительное) - Ей было грустно (безлично-предикативное слово).
Таким образом, безлично-предикативные слова выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков, основные из которых следующие: значение "недейственного" состояния, функция безличного сказуемого, неизменяемость и морфологическая соотносительность с прилагательными, наречиями и существительными.

Разряды безлично-предикативных слов по значению

Выделяются следующие группы безлично-предикативных слов по значению:
1. Безлично-предикативные слова, обозначающие психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окружающей среды и обстановки:
а) психическое состояние человека: досадно, совестно, боязно, весело, грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, скучно. Например: И вам не совестно было верить этой женщине? (Писем.); Его лицо не выражало ничего особенного, и мне стало досадно (Л.);
б) волевое состояние: лень, охота, неохота, неволя. Например: Раз командиру неохота разговаривать, всем не по себе (Лавр.); Но нашим дамам, видно, лень сойти с крыльца и над Невою блеснуть холодной красотой (П.); Мне как раз пожить охота, я и не жил-то еще (Твард.);
в) физическое состояние живых существ: больно, тошно, душно, противно. Например: Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки (Л.);
г) состояние природы, окружающей среды и обстановки: темно, светло, тихо, холодно, морозно, дождливо, солнечно, ветрено, уютно, чисто, грязно, сыро, просторно, тесно, свободно. Например: В начале улицы еще было ветрено, и дорога была заметена, но в середине деревни стало тихо, тепло и весело (Л. Т.); В гостиной было шумно и беспорядочно, как всегда бывает перед общим отъездом (Купр.); В доме было тепло, но Олю охватил озноб еще больший, чем на улице (Кочет.).
2. Безлично-предикативные слова, обозначающие состояние с модальной окраской, т.е. заключающие в себе значение необходимости, возможности, долженствования: можно, нужно, возможно, должно, необходимо, надобно, надо, угодно, нельзя. Например: Надобно сказать, что когда разговор касался любви и вообще чувств, то она заговаривалась (Писем.); Ничем нельзя польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад (Л.).
3. Безлично-предикативные слова, обозначающие оценку состояния или положения. Оценка может быть относительно протяженности во времени и пространстве: поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко; с точки зрения психологической, морально-этической: удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор; со стороны зрительного или слухового восприятия: видно, слышно. Например: Теперь уже поздно, вчера дали слово ему, Лиза согласилась (Писем.); И тихо и светло - до сумерек далеко (Фет); Трудно описать восторг всей честной компании (Л.); Хорошо вам радоваться, а мне так, право, грустно, как вспомню (Л.); Около домиков не было видно ни дворов, ни деревьев (Ч.).

Разряды безлично-предикативных слов по образованию

Безлично-предикативные слова по происхождению связаны с прилагательными, соотносительными с ними наречиями и отчасти существительными. Этот переход осуществляется на основе сложного переплетения свойств имени, наречия и глагола.
1. Основную группу безлично-предикативных слов составляют слова на -о, соотносительные с краткими прилагательными среднего рода единственного числа и наречиями: тепло, жарко, тихо, весело, приятно, легко, смешно, красиво, ветрено, далеко, близко, тоскливо, рано, поздно.
С именами прилагательными и наречиями эти формы сближаются общностью словообразовательных признаков и наличием форм сравнения. Например: ...Мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду (Л.). Ср.: Письмо медлительнее пули (Сим.) (краткое прилагательное); Он пошел быстрее (М. Г.) (наречие).
Краткие прилагательные переходят в безлично-предикативные слова в результате утраты ими форм изменения и закрепления в позиции сказуемого. Последнее послужило причиной приобретения ими значений времени, которые заключаются в глагольной связке.
Пополнение безлично-предикативных слов за счет наречий непосредственно связано с историей глагола быть. Наречия в сочетании с глаголом быть не теряли своей специфики лишь до тех пор, пока глагол быть не превратился в связку, в формальный показатель времени и наклонения. "Превращение же глагола быть в отвлеченную связку усиливало "предикативность" наречий. В сочетании совестно было слово совестно уже не могло осознаваться как наречие к глаголу было. Оно сливалось с связкой-морфемой было в одну составную грамматическую форму, форму прошедшего времени от слова совестно. Но такое употребление наречий не мирилось с их функцией качественного и обстоятельственного отношения". Таким образом, ослабление в связке быть лексического значения глагола приводило к переходу употребляемых при ней наречий в разряд безлично-предикативных слов.
Способность предикативного употребления более ощутима в обстоятельственных наречиях, чем в определительных. Например, ср.: Было поздно, рано при невозможности сказать - было быстро, было длинно.
Среди безлично-предикативных слов на -о выделяется группа слов, которые не имеют омонимов среди наречий (а также кратких прилагательных). В современном русском языке такие слова употребляются только в качестве безлично-предикативных слов. Это следующие: можно, надо, должно, стыдно, боязно, совестно, тошно, щекотно и некоторые другие. В словах этого типа особенно заметно развиваются синтаксические свойства глагола, вплоть до способности управлять винительным падежом прямого объекта, например: Рученьки мои, рученьки больно (М. Г.).
По значению к этой группе примыкает и безлично-предикативное слово нельзя (от слова льга в значении "легкость, возможность" с отрицательной частицей не).
В тех случаях, когда имеются схожие по внешнему облику краткие прилагательные, невозможность отождествления их с безлично-предикативными словами подчеркивается ударением. Ср.: Дитя больно. - Мне больно; Это не должно повториться. - Мне должно возвратиться.
2. Сравнительно небольшая группа безлично-предикативных слов этимологически связана с именами существительными. Это слова, выражающие оценку состояния со стороны морально-этической, эмоциональной, модальной и др.: грех, стыд, мука, жаль, пора, время, недосуг, лень, охота, неохота. Например: Горько мне за вас обоих было, и сказать мне правду было жаль (Фет); Пора добраться до картечи! (Л.); И недосуг просить за то прощенья, хоть в три архангел загреми трубы (Гр.).
При переходе в безлично-предикативные слова имена существительные не только теряют значение предметности, но и формы падежей, рода, числа. Например, в предложениях Лень было подняться и Охота было ехать безлично-предикативные слова лень, охота потеряли форму рода, так как связка было не согласуется с ними.

Вопрос о безлично-предикативных словах в грамматической литературе

Безлично-предикативные слова, как слова промежуточные между именами и глаголами, начинают выделяться в русских грамматиках с первой трети XIX в.
При выделении этих слов подчеркивались обычно такие свойства, как неизменяемость, употребление в качестве сказуемого и обозначение главным образом состояния. Отмечая особое значение и характерную функцию данных слов, одни грамматисты относили их к глагольным словам (А.Х. Востоков, А.А. Шахматов), другие - к кратким прилагательным (К.С. Аксаков). А.М. Пешковский, указав на синтаксическую функцию безлично-предикативных слов, не причисляет их к какой-либо части речи.
Впервые в особую часть речи выделил предикативные наречия Л.В. Щерба в работе "О частях речи в русском языке", назвав их категорией состояния и включив в нее не только безлично-предикативные слова, но и наречия, употребляемые в функции сказуемого в личном предложении, а также некоторые краткие прилагательные со значением состояния и долженствования (например: настороже, без памяти, грустен, должен, намерен и др.).
Глубокое и обстоятельное освещение данной категории слов дано в книге В. В. Виноградова "Русский язык". В категорию состояния им включается довольно широкий круг слов: не только безлично-предикативные слова, но и некоторые краткие прилагательные типа рад, горазд, намерен, должен и др.
Однако не все грамматисты признают за категорией состояния право выделяться в особую часть речи. Существующие разногласия, видимо, объясняются тем, что процесс оформления особой части речи еще не завершился и в разных словах достигает разной степени. Наиболее четко на современном этапе развития языка признаки особой лексико-грамматической категории выражены в безлично-предикативных словах, и потому выделение в особую часть речи слов типа рад, готов, намерен, без памяти, замужем и др. в личных конструкциях не может считаться бесспорным.
Хотя в настоящее время продолжается процесс формирования безлично-предикативных слов как особой части речи, некоторые слова данной группы очень древни по своему образованию и были в употреблении еще в древнерусском языке. Например: льз, нельз, надобе, жаль, любо, угодно и др. Часть из них утрачена современным языком.

-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск





Проектируем, изготавливаем и монтируем кран-балки подвесные, опорные, краны мостовые.. Монтаж на всей территории России и СНГ. Техническое обслуживание по России. Увеличенная гарантия.



Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Март 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru