Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Наречие


Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль

К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака Например: Ему хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма, и он, стыдясь своих слез, отвернулся, торопливо достал кисет (Шол.). - Наречия внезапно и торопливо обозначают признаки действий, названных глаголами сжала и достал. Но об одном подумать так обидно (Фад.). - Наречие так обозначает признак состояния, названного словом обидно. На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака (Шол.). - Наречие ослепительно обозначает признак качества, названного прилагательным синем. Полковник-щеголь был заметно рад, что с памятником справился так скоро (Щип.). - Наречие так обозначает признак признака, названного наречием скоро. Дня через два... Гвоздев в синей блузе, подпоясанной ремнем, в брюках навыпуск, в ярко начищенных ботинках, в белом картузе... и с суковатой палкой в руке степенно гулял по "Горе" (М. Г.). - Наречие навыпуск обозначает признак предмета, названного именем существительным брюках.
Наречие, относясь к глаголу, прилагательному, наречию и имени существительному, оформляет свою связь с ними путем примыкания. Морфологические признаки наречий:
1. Неизменяемость (отсутствие форм изменения по падежам и числам). Степени сравнения имеются лишь у наречий на -о, -е, образованных от качественных прилагательных (быстро - быстрее, разг. быстрей, смело - смелее, разг. смелей). Сравнительная степень наречий омонимична сравнительной степени прилагательного. Различаются они синтаксически: сравнительная степень прилагательного относится к существительному, напр.: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет); а сравнительная степень наречия - к глаголу, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.). Редко, в особых стилистических целях, употребляется превосходная степень на -айше, -ейше, например: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).
2. Наличие специальных словообразовательных суффиксов (некоторые из них образуют наречия совместно с приставкой по-): -о, -е (весело, искренне), -и (вражески, дружески), -ьи (по-волчьи, по-человечьи), -омy, -ему (по-хорошему, по-новому); суффиксов сравнительной и превосходной степени (у наречий, образованных от качественных прилагательных): -ее (удачнее, выгоднее), -е, -ше (ярче, дальше), -йше, -ейше (нижайше, покорнейше), а также суффиксов субъективной оценки - -оньк(о), -еньк(о), -охоньк(о), -онечк(о) (тихонько, хорошенько, легохонько, тихонечко), -оват(о), -еват(о) (плоховато, щеголевато). Суффиксы субъективной оценки возможны у качественных наречий.
3. Лексическая и словообразовательная соотносительность с другими частями речи. По форме, значению и происхождению наречия соотносятся с различными падежными формами имен существительных (днем, летом, галопом; вперемежку, набок), с именами прилагательными (вкрутую, наудалую; налево; ученически), с местоимениями (по-вашему), с глаголами (молча, лежа, припеваючи); древнейшие по образованию наречия, по происхождению связанные с местоимениями в современном русском языке выступают как непроизводные (куда где, здесь, там).
Основная роль наречий в предложении - обозначение различных обстоятельств. Как обстоятельственное слово, наречие чаще всего примыкает к сказуемому-глаголу: На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль (Шол.), хотя может относиться и к определению и обстоятельству: Мажордом раскрыл дверь, по-старинному низенькую и узкую (А.Н. Т.); Он заметил всадника, ехавшего довольно небрежно (Вс. Ив.).
Кроме обстоятельства, наречие может быть несогласованным определением: Он быстрыми костлявыми пальцами расстегнул сюртук, открыв рубаху навыпуск (Л. Т.) - и сказуемым: Ведь я ей несколько сродни (Гр.); ...Губы алые, глаза навыкате (С.-Щ.).
В роли подлежащего и дополнения наречие выступает только при субстантивации. Подобные случаи крайне редки. Например: Ваши "завтра" мне надоели.

Разряды наречий по значению

По значению наречия делятся на две группы - наречия определительные и наречия обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения.
Определительные качественные наречия обозначают качество действия или признака. Например: весело, громко, взволнованно, неприглядно, ласково, смело, кое-как, как-нибудь и др. Он бережно размял колос в ладонях... (Шол.); На мягком вечернем небе только зажглась первая, трепетно мерцающая звездочка (Шол.); Командир дивизии держался вначале начальнически небрежно... (Перв.).
Определительные количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия. Например: очень, весьма, почти, еле-еле, нисколько, чересчур, слишком, чуть, вдвое, натрое, довольно - Тут у нас развязно ты себя держишь, очень даже развязно... (Шол.).
Определительные наречия образа или способа действия характеризуют то, как совершается действие. Например: вдребезги, пешком, на ощупь, вплавь врукопашную и др. Лопахин ползком передвинулся поближе к воде... (Шол.); Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок (Шол.).
Образ или способ действия может быть определен путем сравнения или уподобления; По-осеннему сыплет ветр, по-осеннему шепчут листья (Ес.); [Гостья] засмеялась и совсем по-деревенски выкрикнула частушку (Б. Пол.). Обозначение способа действия совмещается здесь с его качественной характеристикой.
Обстоятельственные наречия служат показателями пространственных, временных, причинных и целевых отношений. Наречия времени указывают на время совершения действия. Например: вчера, завтра, днем, ночью, летом, зимой, иногда, впоследствии, покамест, раньше и др. Только иногда глаза его отдыхали на не тронутых огнем зеленых разливах проса да на зарослях кукурузы и подсолнуха... (Шол.).
Наречия места указывают на место совершения действия или его направление. Например: взад, вперед, вверх, вниз, здесь, впереди, издали, всюду, дома, никуда и др. Ни кровинки и не было в его известково-белом лице, но он все же двигался вперед... (Шол.).
Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие. Например: спросонья, сослепу, сгоряча, сдуру, потому, оттого и др. Он осердился на приказчика и выпил сгоряча три бутылки пива, оттого и умер (П.).
Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие. Например: зачем, затем, назло, нарочно и др. Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц, любит ночи мглу? Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона (П.).

  • Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда).
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева).
Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз).
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.

  • Пути образования наречий
Образование наречий происходило и происходит различными путями. Наиболее характерными из них являются следующие:
1) отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением ее на основе новой функции слова. Например, наречия летом, зимой, днем, вечером представляют собой формы творительного падежа именного склонения, застывшие в результате употребления в качестве обстоятельственного слова при глаголе (приехать летом, ложиться вечером, работать днем) (ср. приехать ранним летом),
2) слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова, например: вбок, вброд, вверх, книзу, втайне; набело, надолго, врукопашную, вчистую, наудалую; по-моему, по-твоему; вшестером;
3) повторение слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например: подобру-поздорову, нежданно-негаданно;
4) переосмысление деепричастий путем потери видо-временных и залоговых значений, например: сидя, лежа, немедля, нехотя, шутя;
5) суффиксальное образование наречий, например от основ прилагательных и причастий настоящего времени действительного залога: широко, певуче, дружески, угрожающе, а также от основ количественных числительных: дважды, трижды.

  • Наречия, образованные от имен прилагательных и причастий
Наиболее продуктивна группа наречий, образованных от имен прилагательных и причастий.
Без приставок образуются наречия от качественных прилагательных цри помощи суффиксов -о, -е: плохо, холодно, быстро, весело, легко, смело, умело, высоко, низко, искренне, похоже, певуче. Эти наречия омонимичны кратким прилагательным среднего рода и отличаются лишь синтаксической функцией: краткое прилагательное - сказуемое, наречие - обстоятельство. Например: Пальто хорошо; Он поет хорошо.
От действительных причастий настоящего времени адъективированных, т.е. перешедших в прилагательные, наречия образуются при помощи суффикса -е: угрожающе, вызывающе, испепеляюще, умоляюще, волнующе, удушающе, подкупающе.
От страдательных причастий прошедшего времени наречия образуются при помощи суффикса -о: взволнованно, организованно, сплоченно.
От относительных имен прилагательных с суффиксом -н- наречия на -о, -е (с ограниченным кругом значений - времени, числа, очередности) образуются с приставкой по-: помесячно, поденно, поминутно, поочередно, посотенно, постатейно, построчно; и реже - без приставки ив-: сдельно, ежечасно.
От относительных прилагательных на -cкий, -цкий, -ический образуются наречия при помощи суффикса -и (с приставкой по- и без нее): по-немецки, по-детски, по-гречески, по-свински, по-мужски, вражески, ухарски, братски, геройски, истерически, фактически, иронически. Некоторые наречия допускают двоякое образование: дружески - по-дружески, братски - по-братски.
От притяжательных прилагательных на -ий наречия образуются при помощи суффикса -ьи, с приставкой по-: по-бабьи, по-человечьи, по-медвежьи, по-заячьи, по-верблюжьи.
Наречия могут образовываться и от сочетания имен прилагательных: нежданно-негаданно.
От косвенных падежей имен прилагательных, как кратких, так и полных, наречия образуются при помощи различных предлогов, превратившихся в составе наречий в приставки. Например, с предлогом на- - насухо, наглухо, навечно, набело, наголо, надолго, налегке, наудалую, напропалую; с предлогом за- - заживо, замертво, заново, зачастую; с предлогом в- - влево, вправо, вчерне, вскоре, вслепую, врукопашную, вкрутую, вчистую, а также в сочетании с основой числительного пол- - вполоткрыта, вполсыта; с предлогом с (со) - смолоду, слева, справа, спроста, спьяну, снова, сослепу, сгоряча; с предлогом из - издавна, изжелта, искоса, искрасна, иссиня, исчерна; с предлогом до - добела, досуха, дочиста, досыта; с предлогом по - подавно, подолгу, попросту, попусту, поровну, понапрасну, по-прежнему, по-военному, по-летнему, по-соловьиному; с сочетанием предлогов с и из - сызнова, сызмала.

  • Наречия, образованные от имен существительных
Среди наречий, образованных от имен существительных, выделяются беспредложные образования и предложные.
Из беспредложных образований наиболее продуктивна группа наречий, представляющих собой застывшие формы творительного падежа единственного числа, например: утром, вечером, летом, зимой, порой, весной, шагом, бегом, кубарем, кругом, босиком, залпом, верхом, ползком, даром, украдкой (иногда от имен существительных наречия отличаются ударением: верхом - верхом, кругом - кругом, бегом - бегом). Другие беспредложные образования единичны: временами, местами, саженками (из формы творительного падежа множественного числа), дома (из формы родительного падежа единственного числа), домой, долой (из древних форм дательного падежа единственного числа домови, долови), капельку, чуточку (из формы винительного падежа единственного числа).
Наречия сейчас, сегодня, тотчас образованы путем сочетания указательных местоимений с формами винительного и родительного падежей имен существительных.
Наречия страсть, смерть, ужас, страх, характерные для разговорного стиля речи и имеющие значение "очень сильно", образованы из формы именительного-винительного падежа имен существительных, например: И весело мне страх выслушивать о фруктах и рядах (Гр.).
Предложные образования представляют собой застывшее сочетание различных предлогов и форм косвенных падежей имени существительного.
Форма родительного падежа единственного числа с предлогами с, из, до, от, без, из-под, из-за: сбоку, сверху, снизу, сначала, сплеча, сроду, с разбегу; исстари, изнутри, искони; довеку, донизу; доверху, дотла, до зарезу, до крайности, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду; отроду, отчасти; без ведома, без отказа, без просвета, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали; из-под мышки, исподнизу, из-за границы (некоторые из этих слов стоят на пути от предложно-именных сочетаний к наречиям).
Форма дательного падежа единственного числа с предлогами к, по: книзу, кряду, кстати, поблизости, побоку, поверху, позади, понизу, поутру.
Форма винительного падежа единственного числа с предлогами в, на, за, под, про, по, о, через: вбок, вброд, ввек, вверх, вволю, ввысь, вглубь, вдаль, вдогонку, взамен, вконец, вмиг, вниз, вновь, внутрь, вплавь, вслух, в тупик, в диковинку, в обрез, в обтяжку, в ногу, в обмен; наспех, наугад, наудачу, наутро, наутек, набок, навек, навылет, навыпуск, навытяжку, назло, назубок, наперерез, напрокат, на авось, на вес, на вид, на вкус, на выбор, на ощупь; за полночь, за упокой, замуж; под руки, подчас, подряд, под вечер, под силу, под ложечку, под гору, под уклон; про запас; поверх, поодаль, поперек; оземь, обок; чересчур. Наречия, образованные из формы винительного падежа с предлогами в, на, наиболее продуктивны; наречия, образованные из формы винительного падежа с предлогами по, про, о, через, единичны.
Форма творительного падежа единственного числа с предлогами за, под, с: за границей, замужем, задаром; под боком, под ложечкой, подмышкой; слишком, с оглядкой, с прохладцей.
Форма предложного падежа единственного числа с предлогами в, на: внизу, втайне, в корне, вверху; наверху, навыкате, накануне, наряду, на скаку, на страже, на ходу, наяву.
Предложные образования от форм косвенных падежей имен существительных множественного числа менее продуктивны, например: без обиняков, второпях, вдребезги, в ногах, в сердцах, на четвереньках, на сносях, на часах, по временам, поделом, подмышками, спросонок.

  • Наречия, образованные от имен числительных
Наречия, образованные от имен числительных, сравнительно немногочисленны.
От количественных числительных наречия образуются: 1) при помощи суффикса -жды: дважды, трижды, четырежды; 2) путем использования формы творительного падежа: пятью, шестью, семью, восемью (в выражениях пятью пять и т.п.); 3) при помощи приставки на- от предложного падежа числительного един: наедине.
От порядковых числительных наречия образуются путем использования формы родительного и винительного падежей с приставками: впервые, сперва.
От собирательных числительных наречия образуются: 1) путем использования формы винительного падежа с приставками в-, на-: вдвое, втрое, вчетверо; надвое, натрое; 2) путем использования архаической формы предложного падежа с приставкой в-: вдвоем, втроем, вчетвером.

  • Наречия, образованные от местоимений
Среди наречий местоименного происхождения выделяются, во-первых, наречия древнего происхождения, утратившие в современном языке живые связи с местоименными словами: где, куда, откуда, оттуда, когда, как, иногда, везде, всегда, всюду; нигде, никуда, никогда; как-нибудь где-то, куда-то, доселе, отколе, столь (устар.); во-вторых, наречия, этимологически восходящие к косвенным падежам местоимений тот, что, но не утратившие живых словообразовательных связей с ними: потому, отчего, ни за что, нипочем, ни при чем, почему, зачем, затем; в-третьих, наречия, образованные от притяжательных местоимений в дательном падеже с приставкой по-: по-моему, по-твоему, по-вашему, по-своему.

  • Наречия, образованные от глаголов
Наречия глагольного образования представляют собой сравнительно немногочисленную группу. Происходят они, как правило, от деепричастий, которые, переходя в наречия, теряют видо-временные и залоговые значения. Эти наречия делятся на три группы:
1. Наречия с суффиксом -а (-я): нехотя, лежа, сидя, не шутя; молча, загодя, немедля, походя, отродясь (в некоторых случаях от деепричастий их отличает место ударения: не хотя - нехотя, молча - молча).
2. Наречия с суффиксом -учи (-ючи): играючи, припеваючи, умеючи, крадучись.
3. Наречия с суффиксом -мя (недостаточно ясные по образованию) в сочетании с однокоренными глаголами: ревмя ревет, кишмя кишит, ливмя льет, стоймя стоит; наречие плашмя (в сочетании с глаголами упасть, лечь). Такие наречия используются только для усиления значения глаголов: Слезы лились ливмя на застилавшую его салфетку (Т.).
Наречия из личных форм глагола и инфинитива почти не образуются. Исключение составляют наречия почти (форма повелительного наклонения глагола почесть) и чуть (утраченная неопределенная форма глагола чути - знать).

  • Переход наречий в другие части речи
Наряду с процессом адвербиализации (переходом в разряд наречий), очень активным и широким, в русском языке осуществляется противоположный процесс - процесс перехода наречий в другие лексико-грамматические разряды слов.
Утрачивая свое основное значение и функцию, некоторые наречия могут переходить в предлоги, союзы, частицы, модальные слова.
В предлоги в зависимости от контекста переходят наречия вдоль, мимо, впереди, вокруг, позади, напротив, после и др. Ср.: Небо молнией летучей опоясалось кругом (Тютч.) (наречие) - Много звезд в безмолвии ночном горит, блестит кругом луны на небе голубом (Барат.) (предлог).
В союзы переходят наречия едва, пока, покамест, точно, потому и др. - Ср.: Она вздрогнула едва приметно и покачала головой (Л.) (наречие) - Едва она [Татьяна Аркадьевна] успела это произнести, как у дверей передней громко затрещал звонок (Купр.) (союз). Или: Мне грустно потому, что я тебя люблю (Л.) (наречие) - Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел (Л. Т.) (союз).
В качестве союзных слов употребляются местоименные наречия где, куда, откуда, почему, зачем, отчего, когда и др. Ср.: Зачем у вас я на примете? (П.) (наречие) - Временами Сережка забывал, зачем он здесь (Фад.) (наречие в роли союзного слова).
В частицы могут переходить наречия уже (уж), еще, просто, прямо, точно и др. Ср.: Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг (П.) (наречие) - Вот еще выдумал, старый проказник! - Думай не думай, а будет нам праздник! (Н.) (частица).
В модальные слова переходят наречия верно, положительно, наверняка, решительно, видимо и др. Ср.: Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением (Т.) (наречие) - Я заметил, что Дерсу собирается меня что-то спросить, но, видимо, стесняется (Арс.) (модальное слово).

-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск





Лодочные моторы Gladiator (Гладиатор), цены в Екатеринбурге: купить в магазине.. Корпорация пользуется большой популярностью в данной сфере, ее продукция отличается презентабельным видом и отличными техническими характеристиками. В 2015 году была запущена сборочная линия двухтактных лодочных моторов Марки Gladiator. За пару лет продаж и производства были учтены все недостатки, которые произошли в производстве на сторонних фабриках, и, учитывая их, компания сделала все, чтобы устранить их на своей производственной линии.



Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Март 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru