Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 33080

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Предложения с однородными членами


Понятие об однородных членах

Однородными членами предложения называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, т.е. объединенные одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи (Т.) - однородные подлежащие; Каштанка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову (Ч.) - однородные сказуемые; Все наперебой хвалили храбрость, ум, великодушие Хаджи Мурата (Л. Т.) - однородные дополнения; Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (Шол.) - однородные определения; Все настойчивее, крепче, резче ударял по бокам стервенеющий ветер (Фурм.) - однородные обстоятельства образа действия.
Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова, например: а) Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило (Т.); б) Конь мой прыгал через кусты, разрывал кусты грудью (Л.).
Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными, например: а) Воздух был редок, неподвижен, звучен (Л. Т.); б) Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал (Ч.).
Не усматривается наличие однородных членов предложения в следующих случаях:
1. При повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.).
2. В цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.
3. При сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.
Вопрос об однородности и неоднородности сказуемых решается неоднозначно. В одних случаях перечисляющиеся сказуемые при одном подлежащем рассматриваются в пределах простого предложения: Он вспомнил уже, прислушался к смеху Дымова и почувствовал к этому человеку что-то вроде ненависти (Ч.); в других - как сказуемые, включенные в разные части сложного предложения: Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.), Тогда мы лениво подымались, тащили за леску и выволакивали на берег жирных черных окуней (Пауст.).
С одной стороны, объединенность таких сказуемых общим подлежащим наводит на мысль об их однородности, с другой - усматривается явная расчлененность предикативной основы предложения. Ср. с предложениями типа Он помял в руке черный картуз, потом сел (Пауст.); С ветвей весело капала, а с крыш бежала вода (Л. Т.), в которых расчлененность столь очевидна, что здесь вполне можно говорить о сложном предложении. В компромиссном случае можно считать такие предложения переходными - от простого к сложному. Более очевидны случаи, где подобные сказуемые оказываются дистантно расположенными: Левин смотрел пред собой и видел стадо, потом увидел свою тележку, запряженную Вороным, и кучера который, подъехав к стаду, поговорил что-то с пастухом; потом он уже вблизи от себя услышал звук колес и фырканье сытой лошади, но он так был поглощен своими мыслями, что он и не подумал о том, зачем едет к нему кучер (Л. Т.). Учитывая весь контекст, такие сказуемые вполне можно разместить в разных частях сложного предложения: смотрел... видел... потом увидел (в последнем случае даже легко вставляется местоимение - потом он увидел...).

Союзы при однородных членах

Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:
1. Соединительные союзы: и, да (в значении "и"), ни...ни и др. Союз и может быть одиночным и повторяющимся. Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер, например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).
Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).
Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).
Повторяющийся союз ни...ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.).
Союз да (в значении "и") употребляется преимущественно в разговорной речи, употребление его в художественных произведениях придает речи оттенок простоты. Например: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).
Союз да используется и как повторяющийся, но не может стоять перед первым однородным членом, например: Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (Кр.).
Союзы также, да и имеют присоединительное значение, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.); Защитник не получил ответа на свой вопрос, да и не чувствовал в нем надобности (Ч.).
Двойные союзы как...так и, не так... как, не только...но (а) и, не столько-сколько, насколько-настолько, хотя и...но, если не...то имеют значение сопоставления, сравнения, например: Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь (С.-Щ.); Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное и поразительное зрелище (Акс.); Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия, сколько для поддержания духа своего солдатства (Л. Т.); Он с виду хоть и прост, но свойство чудное имеет (Кр.); На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л. Т.).
2. Противительные союзы: а, но, да (в значении "но"), однако, зато и др.
Союз а показывает, что вместо одних предметов, признаков, действий устанавливаются другие, т.е. что одно понятие утверждается, а другое отрицается, например: Наделала Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).
При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление, например: На смелого собака лает, а трусливого кусает (посл.).
Союз но вносит оттенок ограничения, например: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л. Т.).
Союз да вносит разговорный оттенок, например: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.).
Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато, например: Я немного поколебался, однако сел (Т.); Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут (Кр.) (последний союз имеет значение "заместительности").
В роли противительного союза может выступать соединительный союз и, например: Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).
3. Разделительные союзы: или, либо, ли...ли, то...то, не то...не то и др.
Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга, например: Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки (Гонч.); Меня отпускали с Евсеичем нареку всякий день или поутру, или вечером (Акс.).
Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер, например: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.).
Повторяющийся союз то...то указывает на чередование явлений, например: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.).
Повторяющийся союз ли...ли имеет разделительно-перечислительное значение, например: Гуж ли, селедка ли, замокли, шкворень ли или подороже что - все у Поликея Ильича место себе находило (Л. Т.).
Повторяющиеся союзы не то...не то, то ли...то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора, например: На сердце не то лень, не то умиление (Т.); То ль от зноя, то ль от стона подошла усталость (Багр.).

Однородные и неоднородные определения


  • Однородные определения
Однородные определения связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией или только интонацией перечисления и соединительными паузами.
Однородные определения употребляются в двух случаях: а) для обозначения отличительных признаков разных предметов, б) для обозначения различных признаков одного и того же предмета.
В первом случае перечисляются разновидности предметов одного и того же рода, например: Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам (Кат.).
Во втором случае перечисляются признаки предмета, причем чаще всего предмет характеризуется с одной стороны, например: Любил Чапаев сильное, решительное, твердое слово (Фурм.).
Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, но при этом контекст создает условия для сближения выражаемых ими признаков (объединяющим признаком может служить отдаленное общее понятие, сходство производимого признаками впечатления, внешний вид и т.д.), например: Наполеон сделал вопросительный жест своею маленькою, белою и пухлою рукой (Л. Т.).
В условиях контекста однородные определения синонимически сближаются, например: Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь (Г.).
Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты), например: Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук (Т.).
В ряду однородных определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, в результате чего создается смысловая градация, например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.).
Обычно выступают в роли однородных определений прилагательное и следующий за ним причастный оборот, например: Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду (Горб.).
Согласованные определения, стоящие после определяемого существительного, как правило, однородны, что объясняется большей самостоятельностью каждого из них и непосредственной связью с определяемым словом, например: Дома высокие, каменные построены здесь недавно.
Однако в сочетаниях, имеющих терминологический характер, постпозитивные определения остаются неоднородными, например: брюки серые суконные, астра ранняя махровая, груша зимняя позднеспелая.
Однородными становятся определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Раньше в этом квартале были узкие, грязные улицы, а теперь - широкие, чистые.

  • Неоднородные определения
Определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного, например: Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком (Л. Т.).
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, например: большой кожаный портфель (размер и материал), продолговатое бледное лицо (форма и цвет), красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие определения могут стать однородными, например: По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) (объединяющий признак - болотистый).
Двоякое толкование допускают сочетания типа: другой опытный врач (до этого был уже опытный врач) - другой, опытный врач (до этого был неопытный врач). Во втором случае второе определение не однородное, а пояснительное. В этих случаях второе определение поясняет первое (между обоими определениями можно вставить не союз и, а слова то есть, а именно), например: Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры (Кат.) (см. § 315).
Не являются однородными также уточняющие определения (второе определение, часто несогласованное, уточняет первое, ограничивает выражаемый им признак), например: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.) (см. § 315).

Согласование в предложениях с однородными членами


  • Форма сказуемого при однородных подлежащих
Форма сказуемого при однородных подлежащих зависит от ряда условий: порядка слов, значения союзов, лексического значения подлежащего или сказуемого и др.
1. При подлежащих, имеющих форму множественного числа, сказуемое ставится во множественном числе; то же самое, если ближайшее к сказуемому подлежащее стоит в форме множественного числа, а остальные однородные подлежащие имеют форму единственного числа. Например: Блеснули долы, холмы, нивы, вершины рощ и волны рек (П.); И Саша, и Мотька, и все девочки, сколько их было, забились на печи в угол (Ч.).
2. Если ближайшее к сказуемому подлежащее или все однородные подлежащие стоят в единственном числе, причем они соединены бессоюзной связью или связаны соединительными союзами, то при прямом порядке слов сказуемое обычно ставится во множественном числе, а при обратном - в единственном числе, например: а) Жара и засуха стояли более трех недель (Л. Т.); Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жили (Кр.); б) Вдруг из-за этого шелеста послышался вой, визг, плач, хохот шакалов (Л. Т.); Появилась ломота во всех членах и мучительная головная боль (Т.).
Постановка сказуемого в этих случаях в форме единственного числа - в постпозитивном положении и, наоборот, в форме множественного числа - в препозитивном положении объясняется влиянием других условий (см. ниже).
3. Формы сказуемого зависят от значения союзов при однородных подлежащих.
При наличии соединительных союзов обычно наблюдаются указанные выше формы сказуемых.
При наличии разделительных союзов сказуемое обычно ставится в форме единственного числа, например: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.).
Однако если подлежащие соотносятся с разными лицами, то сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа, например: Потом, с позволения Мими, я или Володя отправляемся в карету... (Л. Т.); Брат или сестра ежедневно навещали больную мать.
При наличии противительных союзов сказуемое ставится в единственном числе, а форма рода определяется ближайшим подлежащим, например: Не ты, но судьба виновата (Л.); Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение (М. Г.).
Однако при прямом порядке слов сказуемое избирает форму числа не ближайшего, а более отдаленного подлежащего, если последним обозначается фактический, реальный (не отрицаемый) субъект предложения, например: Горы, а не море привлекают меня; Море, а не горы привлекает меня! При обратном порядке слов сказуемое сочетается с ближайшим подлежащим, даже если оно отрицается, например: Меня привлекает не море, а горы.
4. Если однородные подлежащие обозначают лиц, а сказуемое - их действие, то оно ставится в форме множественного числа и в препозитивном положении, например: Через час пришли полк юнкеров и женский батальон (Шол.).
Если подлежащие обозначают отвлеченные понятия, то сказуемое и при прямом порядке слов может стоять в форме единственного числа, например: Все прошло: с зимой холодной нужда, голод настает... (Кр.).
5. Если сказуемое обозначает действие, совершаемое совместно несколькими лицами, то и в препозитивном положении оно ставится в форме множественного числа, например: А вечером ко мне понагрянули и Черемницкий, и новый городничий Порохонцев (Леск.).
6. Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то при выборе формы сказуемого первому лицу отдается предпочтение перед вторым и третьим, а второму лицу - перед третьим, например: И я, и ты одинаково ценим музыку; Вы и ваши друзья будете у нас желанными гостями.

  • Согласование определений с определяемым словом
Вопрос о согласовании в числе при наличии определений в предложениях с однородными членами возникает в двух случаях:
1) если одно определение относится к нескольким однородным определяемым словам;
2) если несколько однородных определений относятся к одному определяемому существительному, причем определения указывают на разновидности предметов.
1. Если определение относится к нескольким существительным, выступающим в роли однородных членов и имеющим форму единственного числа, то оно обычно ставится в единственном числе, когда по смыслу высказывания ясно, что определение характеризует не только ближайшее существительное, но и все последующие, например: Дикий гусь и утка прилетели первыми (Т.).
Определение согласуется с ближайшим словом, если между определяемыми существительными стоит разделительный союз, например: ближайшее воскресенье или понедельник.
Определение ставится в форме множественного числа, чтобы показать, что оно относится не только к ближайшему существительному, но и ко всем определяемым однородным членам, например: ...Пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница... (Ч.).
2. Если при имени существительном имеется несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, то определяемое существительное может стоять как в единственном, так и во множественном числе.
Единственное число подчеркивает внутреннюю связь определяемых предметов, например: существительное мужского и женского рода; глаголы первого и второго спряжения; в правой и левой половине дома и т.п.
В единственном числе ставится определяемое существительное, если между определениями стоит разделительный или противительный союз, например: печатное или литографированное издание; не французский, а немецкий язык.
Форма множественного числа определяемого существительного подчеркивает наличие нескольких предметов, например: немецкий и французский языки; филологический и исторический факультеты; старшая и младшая дочери и т.п.
Если определяемое существительное стоит впереди определений, то оно ставится в форме множественного числа, например: спряжения первое и второе; виды совершенный и несовершенный.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz