Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 33080

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Программа кружка «Журналистика»

 

Бабкина Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка


Сегодняшний выпускник средней школы, отягощенный конкретными зна­ниями, часто, к сожалению, утрачи­вает эстетическую привычку распоря­жаться обилием информации: не испы­тывает должного интереса к речевым опытам в той или иной форме. Хорошо известны примеры серьезных речевых неудач при создании письмен­ных связных высказываний абитуриен­тами, вчерашними школьниками. Не­смотря на определенную сумму знаний, на имеющийся опыт владения комму­никативными умениями, они часто создают беспомощные, по-школярски по­строенные письменные высказывания, не отвечающие речевой задаче, заяв­ленной в теме творческой работы.

Средства массовой информации вовле­кают зрителя, слушателя, читателя в процессы восприятия и оценивания ре­чевых произведений различных жанров: рассуждений на дискуссионные темы, рассказов о случаях из жизни автора, очерков, репортажей, интервью. К сожа­лению, словесники не имеют возмож­ности обстоятельно познакомить ребят с особенностями публицистического сти­ля во всем его жанровом разнообра­зии, композиционной и языковой спе­цифике, поскольку школьная программа отводит этому стилю весьма скромное место.

Предлагаемая программа кружка «Журналистика» направлена на восполнение данного пробела и дает учителю конкретный дидактический материал для проведения внеклассной работы по предмету.

Программа кружка рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю). Заниматься по программе кружка могут учащиеся 5-11 классов.

Кружок имеет практическую направленность.

 

Принципы построения программы:

  • систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);
  • актуальность;
  • научность;
  • сочетание индивидуальной и коллективной работы;
  • доступность;
  • учет возрастных особенностей;
  • целостность;
  • практическая направленность;
  • универсальность;
  • дифференцированный подход к работе с детьми, склонными к разным видам деятельности: «теоретики», «практики».


Цель данной программы – объединить детей разного возраста и взрослых в редакционный коллектив; способствовать развитию их литературно-творческих способностей, интереса к журналистике, освоению элементарных навыков журналистского труда и издательского дела; познакомить учащихся с жанрами журналистики, с особенностями редактирования, подготовки редакционных рукописей и изданий к печати. 

Задачи: 

  • создание условий для реализации творческих способностей школьников и свободного развития их воображения и внимания к слову, совершенствования таких умений, как писать на тему и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать газетный материал, строить текст в определенной композиционной форме, править написанное;
  • овладение учащимися основами редакторского дела, знакомство с практикой подготовки редакционных рукописей и школьных изданий к печати;
  • содействие в воспитании коммуникативной и информационной культуры.
     


Формы работы учащихся на кружке:

  • деловая игра,
  • выполнение практических заданий,
  • семинар-дискуссия,
  • круглый стол,
  • групповое проектирование.

 

Тематическое планирование занятий

№ заня-тия

Номер темы,

Наименование темы

Теория

Творческий

практикум

Всего часов

1

1.Журналистика как форма информационной деятельности.

1

Игра «трансформация информации»

1

2

2.Профессиональные качества журналиста

1

Мини-сочинение «Мне не нравится этот журналист»

1

3

3.Виды средств массовой информации. Пресса.

1

Мини-сочинение «Моя любимая газета»

1

4-5

4. Речевая культура журналиста:

выступаем устно

1

Устное выступление, выписки в блокнот «золотых правил»,

игра-конкурс «Лучший ди-джей класса»

2

6-7

5. Речевая культура журналиста:

совершенствуем дикцию

1

Выполнение упражнений, проговаривание скороговорок,

чтение текста, заучивание скороговорок

2

8-9

6. Слагаемые письменной речи

1

 Обоснование использования разных типов речи в рассказе М Твена «Журналистика в Теннеси», написать монолог ботинка, используя все три типа речи

2

10-11

7.Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка

1

Придумать заголовки к разным газетным материалам, проанализировать заголовки, найти в газетах примеры языковой игры в заголовках

2

12-15

8. Что такое лид

2

Анализ газетных лидов, составление новых лидов, написание текста к данному заголовку

 

4

16-17

9. Основная часть и подпись

1

Выписки в «блокнот золотых правил», анализ структуры газетного материала, создание текста, соответствующего данной структуре: заголовок, лид, основная часть, подпись.

2

18

10. Проба пера. Основные публицистические жанры

1

 

1

19-20

11. Заметка

1

Выписки в « блокнот золотых правил»,

Написать заметку на основе предложенного ряда опорных слов и фраз

2

21-22

12. Интервью

1

Составить опросник, анализ образцов интервью, взять интервью

 

2

23

13.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

1

Анализ дизайна предложенных газет

1

24-25

14.Определяем формат и объем

1

Изучить формат предложенных изданий, обсуждение формата и объема будущего издания

2

26

15. Создаем макет газеты

1

Определение расположения материалов, тем, рубрик, тематических страниц

1

27-28

16.Работа над номером газеты

 

Подготовка материалов для газеты

( заметка, интервью), отбор фотографий,

2

29

17. Выбираем шрифт

1

Подборка шрифта на компьютере

1

30

18. Набор, печатание газеты

 

Набор материала на компьютере

1

31

19. Электронные СМИ

1

Проанализировать, как одно и то же событие освещали газеты, телепередачи

1

32-33

20.Взаимодействие СМИ с аудиторией. Наша аудитория

1

Изучить тематику предложенных газет и на основе этого определить особенности их аудитории, спланировать программу телепередач на 1 день, исходя из их популярности у телезрителя, изучить материалы журналистов и выписать творческие находки в «блокнот золотых правил»

2

34-36

21.Этико-правовые основы деятельности журналистов

1

Изучить Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации, составить список запретов для СМИ, провести ток-шоу на тему: «Нужна ли цензура отечественным СМИ?»

3

37-38

22.Культура устной речи. Ведем дискуссию

1

Дискуссия на тему: « Как должен говорить современный журналист?»

2

39-40

23.Культура письменной речи.

Слагаемые письменной речи. Критерии оценки текста.

1

Изучить работу М. Мэллета «Не жалейте черновики – это не золото на мраморе», сделать выписки в «блокнот золотых правил»

2

41-42

24. Правим текст. Из чего складывается редактирование

1

Сравнить варианты текстов, определить вид правки

2

43-44

25. Основные методы сбора информации. Изучаем документы

1

Подготовить материал о школе, включив в него данные из разных документов, написать материал на основе каких-либо цифровых данных

2

45-46

26. Проба пера. Основные публицистические жанры. Репортаж.

1

Найти в свежей прессе репортажи, проанализировать один из них. Написать репортаж с урока (школьного мероприятия)

2

47

27.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

1

Анализ дизайна предложенных газет

1

48-49

28.Определяем формат и объем

1

Изучить формат предложенных изданий, обсуждение формата и объема будущего издания

2

50

29. Создаем макет газеты

1

Определение расположения материалов, тем, рубрик, тематических страниц

1

51-52

30.Работа над номером газеты

 

Подготовка материалов для газеты ( заметка, интервью, репортаж), отбор фотографий,

2

53

31. Выбираем шрифт

1

Подборка шрифта на компьютере

1

54

32. Набор, печатание газеты

 

Набор материала на компьютере

1

55-56

33. Проба пера. Основные публицистические жанры. Статья

1

Найти в газетах статьи разных видов, собрать материал для статьи на заданную тему, написать статью  по одной из актуальных проблем школы

2

57-61

34.Работа над номером газеты

 

Подготовка материалов для газеты

(заметка, интервью, репортаж, статья), отбор фотографий,

 

5

62-63

35. Набор, печатание газеты

 

Набор материала на компьютере

2

64

Подведение итогов

 

 

1


Содержание программы

 

1. Вводное занятие. Журналистика как форма информационной деятельности.

Беседа о журналистике как форме информационной деятельности, представителях журналистики в литературе. Беседа по статье Я. Засурского «СМИ и становление в России гражданского общества», отрывку из работы В. Л. Львова – Рогачевского « Печать и цензура».

2. Профессиональные качества журналиста

Ознакомление с профессиональными качествами журналиста, обсуждение, выстраивание иерархии качеств. Сопоставление профессиональных качеств журналистов, представленных  в художественной и мемуарной литературе. Чтение и обсуждение работы М. И. Шостак « Факт и новость».

3. Виды средств массовой информации. Пресса.

Знакомство с особенностями периодических изданий – газетой, журналом. Сравнение нескольких журналов и определение их особенности в зависимости от характера аудитории, целевого назначения и тематической направленности.

4. Речевая культура журналиста: выступаем устно

Знакомство с канонами риторики (инвенция, диспозиция, элокуция).

5. Речевая культура журналиста: совершенствуем дикцию

Знакомство с упражнениями, совершенствующими дикцию.

6. Слагаемые письменной речи

Знакомство с правилами создания текста., основными видами, соответствующими определенным функционально-смысловым типам письменной речи( повествовательный текст, описание, рассуждение).

7. Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка

Знакомство с функциями заголовка, требованиями к нему, способов создания.

8. Что такое лид

Ознакомление с разновидностями лида. Сопоставление удачных и неудачных лидов в газетах.

9. Основная часть и подпись

Сочетание лидов с дальнейшим текстом, принцип «перевернутой пирамиды», интригующий способ компоновки материала. Порядок подписи, псевдоним.

10. Проба пера. Основные публицистические жанры

Ознакомление с основными публицистическими жанрами, работа с текстами по определению жанровой принадлежности.

11. Заметка

Ознакомление с данным жанром, целью, композиционной формой. Критерии для определения новости.

12. Интервью

Ознакомление с данным жанром, формой, видами интервью. Сравнение интервью в разных изданиях.

13.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

Работа над оформлением будущей газеты. Выяснение идеи полосы и номера. Подбор композиционных и графических средств.

14.Определяем формат и объем

Ознакомление с видами форматов, используемых в газетной прессе. Определение формата  и объема ( в страницах) своей газеты.

15. Создаем макет газеты

Ознакомление с макетом номера и макетом отдельных полос. Оформление первой полосы номера газеты. Выбор своего макета.

16.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью), подборка иллюстраций, фотографий.

17. Выбираем шрифт

Ознакомление с видами компьютерных шрифтов, требованиями к газетным и журнальным шрифтам. Размер шрифта. Выбор шрифта для своей газеты.

18. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.

19. Электронные СМИ

Специфика электронных СМИ: радио, телевидения. Работа с воспоминаниями Т. Правдивцевой «Наш журнал «Искусство»

20.Взаимодействие СМИ с аудиторией. Наша аудитория

Разновидности аудитории: реальная и потенциальная. Характеристика аудитории: уровень дохода, объем свободного времени, социальный статус, профессиональные интересы и т. д. Способы получения информации: опрос, анкетирование. Формы взаимодействия с аудиторией: переписка, «горячий телефон», «прямая линия» и т. д.

21.Этико-правовые основы деятельности журналистов

Права и обязанности журналиста. Цензура.

22.Культура устной речи. Ведем дискуссию

Правила дискуссии. Позволительные и непозволительные уловки в процессе доказательства своей мысли. Виды дискуссии. Три основные стадии дискуссии в СМИ.

23.Культура письменной речи. Слагаемые письменной речи. Критерии оценки текста.

Правила создания текста. Основные виды письменной речи. Правильность и чистота речи. Типичные речевые ошибки.

24. Правим текст. Из чего складывается редактирование

Три вида чтения текста: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Четыре вида правки: правка-читка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка.

25. Основные методы сбора информации. Изучаем документы

Этапы создания журналистского материала. Виды документов.

26. Проба пера. Основные публицистические жанры. Репортаж.

Репортаж  - основной жанр журналистики. Особенности репортажа. Композиция репортажа. Виды телерепортажей.

27.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

Работа над оформлением будущей газеты. Выяснение идеи полосы и номера. Подбор композиционных и графических средств.

28.Определяем формат и объем

Повторение видов форматов, используемых в газетной прессе. Определение формата  и объема ( в страницах) своей газеты.

29. Создаем макет газеты

Повторение видов макетов номера и макетов отдельных полос. Оформление первой полосы номера газеты. Выбор своего макета.

30.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью, репортаж), подборка иллюстраций, фотографий.

31. Выбираем шрифт

Повторение видов компьютерных шрифтов, требований к газетным и журнальным шрифтам. Размер шрифта. Выбор шрифта для своей газеты.

32. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.

33. Проба пера. Основные публицистические жанры. Статья

Статья – один из самых сложных жанров публицистики. Этапы создания журналистского материала. Виды статьи: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая.

34.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью, репортаж, статья), подборка иллюстраций, фотографий.

35. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.

 

Литература

  • Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические советы»: «Жанры журналистики», «Как подготовить статью к изданию», «Как издавать газету». – М.,2003г.; «Мастер-класс для редактора» и «Мастер-класс для дизайнера» (Советы издателям школьной прессы). М., 2005 г., «Если вы решили издавать журнал». – М., 2004 г.; «Основы литературного творчества». – М., 2003 г.; «Элементарно, коллега», спецпроект журнала ЛГО. – М., 2007 г.
  • Богуславская Н.Е. «Методика развития речи на уроках русского языка». – М., 1991 г.
  • Равенский Ю.И., Богданова Г.А. «Развивайте дар речи». – М., 1990 г.
  • Бершадская Н.Р., Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе». М. Просвещение, 1989 г.
  • Сагал Г. «Двадцать пять интервью». – М., 1978 г.
  • Рахманин Л.В. «Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов». – М., 1973 г.
  • Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». – М., 1985г.
  • Солганик Г.Я. «От слова к тексту». – М., 1993 г.
  • Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение». – М., 1982 г.
  • Одинцов В.В. «Стилистика текста». – М., 1980 г.
  • Головин Б.Н. «Основы культуры речи». – М., 1988 г.
  • Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения». – М., 1989 .
  • Лазутин Г.В. «Профессиональная этика журналиста». – М., 2000 г.


     
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz