Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Префиксальный способ образования прилагательных

Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки:
1)не-, небез-: неспортивный, негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.;
2)пре-: предолгий, прегрубый, предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи разговорной;
3)без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение "не- имеющий чего-либо, лишенный чего-либо" и др. (на базе предложно-именного сочетания);
4)сверх-: сверхпрограммный, сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи.
При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного происхождения, например: анти- (антигуманный, антикоррозионный), архи- (архиактуальный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский), транс- (трансатлантический, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра- (ультрамодный, ультрафиолетовый), экстра- (экстраординарный, экстракардинальный). Слова с этими приставками употребляются преимущественно в специальной профессиональной речи.
К непродуктивным относятся приставки раз- (развеселый, разудалый), со- (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз- употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- - в книжной.
Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилагательных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.

Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных

Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных в современном русском языке приобретает все более широкое распространение.
Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи которых образуются прилагательные:
1) приставка без- (бес-) и суффикс -н-: безразмерный, бесплатный, безрезультатный и т.п.;
2) приставка вне- и суффиксы -н; -ов-, -ск-: внештатный, внеплановый, внеевропейский и т.п.;
3) приставки до-, за- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и др.: добольничный, доисторический, заоблачный, заполтсный, заоконный, заокский и т.п.;
4) приставка меж- и суффиксы -н-, -альн; -ическ-: межрегиональный, межконтинентальный, межгалактический и т.п.;
5) приставки на-, над- и суффикс -н-: нареберный, подарочный, надсводный и т.п.;
6) приставка по- и суффиксы -н-, -онн-, -енн-: послойный, пореформенный, пожизненный и т.п.;
7) приставка при- и суффиксы -н-, -ск-: пришкольный, приусадебный, приинститутский, приволжский, приобский и т.п.;
8) приставка пред- и суффиксы -ов-, -н-, -ск- и др.: предпусковой, предынфарктный, предвечерний, предмайский и т.п.;
9) приставка после- и суффиксы -н-, -онн-: послеуборочный, послебольничный, послеоперационный и т.п.
К малопродуктивным относится, например, способ образования прилагательных при помощи приставки от- и суффикса -н-: отглагольный, отыменный.

Образование прилагательных путем сложения основ

Словосложение как способ образования имен прилагательных употребляется в современном русском языке все чаще и чаше. Это весьма продуктивный способ образования слов.
Больше всего слов создано путем сложения двух и более основ прилагательных, например: светло-серый, чугунно-бетонный, поперечно-шлифовальный и т.д.
Значительную группу составляют прилагательные, образованные путем сложения основ существительного и прилагательного, например: сельскохозяйственный, железнодорожный.
Широко распространены сложные прилагательные, образованные или из основ двух существительных, например, вагоноремонтный, машинопрокатный и др., или из существительного и причастия: жаропонижающий, металлообрабатывающий и др. Иногда без соединительной гласной, например: азотсодержащий, впередсмотрящий и др.
Продуктивным способом образования являются и формы, полученные путем сложения основы наречия и прилагательного или причастия, например: труднодоступный, сильнодействующий, здравомыслящий и др.
Большое распространение получили образования типа существительные + элементы -видный, -образный, -подобный. Например: змеевидный, стекловидный, зигзагообразный, человекоподобный и др. Слова, созданные этим способом, употребляются преимущественно в книжной речи (например, в научной или производственно-технической).
По своим синтаксическим связям словосочетания, образующие сложные прилагательные, неоднородны. В одних словосочетаниях связь осуществляется по способу сочинения, в этом случае между ними можно поставить союз и, например: концертно-театральный (концертный и театральный), русско-немецкий (русский и немецкий), Волго-Донской (Волжский и Донской) и т.д.; в других - по способу подчинения: дальневосточный (Дальний Восток), вагоноремонтный (ремонт вагонов) и т.д.; в третьих - по способу примыкания: малоупотребительный, крупномолотый и др.

Переход слов других частей речи в прилагательные

Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum - прилагательное).
В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления (см. об этом § 199).
В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные.
Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др.
Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того) и др.
Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.).
Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения.
Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой(П.). - Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). - Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.

Переход прилагательных в другие части речи

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.
Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.
Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные - борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации (см. § 139).
В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). - Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). - А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).

Имя числительное


Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции

Имя числительное - разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три - пять), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны), или порядка предметов по счету (третий этаж).
Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных. Слово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка - название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: 1) цифры три, 2) школьной отметки, 3) игральной карты, 4) трех лошадей, запряженных рядом, 5) трех самолетов, образующих звено, 6) лодки с тремя парами весел, 7) комиссии из трех человек, 8) мужского костюма, состоящего из пиджака, жилета и брюк. Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.
Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа, 2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.), 3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.
Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток); 2) не могут определяться именем прилагательным.
Разряды имен числительных
Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные, 2) собирательные, 3) дробные, 4) неопределенно-количественные, 5) порядковые. Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету.

Количественные числительные

К количественным числительным относятся числительные, которые обозначают в целых единицах отвлеченное число (десять делится на два) или определенное количество однородных предметов (шесть книг).
По характеру образования количественные числительные разделяются на три группы:
1) простые, к которым относятся числительные с одной непроизводной основой, равной корню (два, три, сто и т.п.);
2) сложные (производные) - это числительные, основа которых производна и состоит из простого числительного и суффикса или двух простых основ (тринадцать, тридцать, триста и т.п.);
3) составные - сочетания нескольких числительных (сто двадцать один и т.п.).
Простые числительные представляют исторически устойчивый, основной лексический фонд числительных, являющийся словообразовательной базой для всех остальных числительных. Сложные числительные от 11 до 79 возникли путем сращения сочетаний простых числительных от 1 до 9 и "на десяте" (т.е. сверх десяти; десяте - форма древнего местного падежа), а числительные двадцать, тридцать - из сочетаний "два десяти", "три десяти" (десяти - форма им. п. двойст. числа). Эти числительные осмысляются как образованные суффиксами -надцать и -дцать. Числительные типа пятьдесят - восемьдесят представляют сращение простых числительных с архаической формой десят (род. п. мн. ч. числительного десять), а числительное девяносто мыслится как "девять до ста". Числительные двести, триста, четыреста и полтораста образовались слиянием сочетаний две сът (им. п. двойст. ч.), три ста (им. п. мн. ч.) и т.д. Числительные пятьсот - девятьсот являются сочетаниями простых числительных и родительного падежа множественного числа числительного сто. Составные количественные числительные образуются из сочетания простых и сложных числительных, следующих в определенном порядке (тысяча триста двадцать шесть).

Морфологические особенности количественных числительных

Морфологические особенности количественных числительных связаны с их лексическим значением. Количественным числительным не свойственна категория числа, так как они лексически выражают значение числа; отсутствует у количественных числительных и категория рода, так как они лишены предметного значения. Отсутствием категорий рода и числа количественные числительные морфологически отличаются от имен существительных.
Среди количественных числительных в морфологическом отношении выделяются слова: один (одна, одно), два (две), тысяча, миллион, миллиард и др.
Числительное один обладает признаками, характерными для имени прилагательного: изменяется по родам (один, одна, одно) и падежам (один, одного, одному). Форма множественного числа одни употребляется в особых случаях (см. ниже).
Числительное два имеет категорию рода: два при сочетании с существительными мужского и среднего рода (два дня, два окна) и две при существительных женского рода (две ночи).
Числительные тысяча, миллион, миллиард и т.п. обладают всеми грамматическими признаками имен существительных (род, число, склонение), употребляются и в значении счетных существительных (ср. тысяча извинений, миллион терзаний). В значении числительных эти слова отличаются от существительных.
Числительные тысяча, миллион, миллиард в системе исчисления являются уникальными обозначениями соответствующих чисел, заменяются графически (в письменной речи) равнозначными цифрами (тысяча человек - 1000 человек); входят в составные числительные как равноправные члены (один миллион тысяча рублей); вне сочетания с существительными служат названиями отвлеченных чисел; располагают соответствующими порядковыми числительными (один - первый, тысяча - тысячный, миллион - миллионный); не могут определяться качественными прилагательными, но сами употребляются как количественные определители при существительном, обозначающем единичные предметы (один рубль, миллион рублей и т.п.).
Морфологические особенности количественных числительных тысяча, миллион, миллиард выступают наглядно при сравнении этих числительных с соответствующими счетными существительными. В противоположность числительным, счетные существительные (тройка, четверка, пяток и т.п.) не входят в счетную систему (ср.: три - тройка, четыре - четверка и т.п.); не могут быть переданы графически, цифрами (ср.: 10 яблок - неполный десяток яблок); не выступают в качестве членов составных числительных; в изолированном употреблении имеют предметное значение (ср.: Вот мчится тройка); являются производными от соответствующих числительных (ср.: десятка - десять, сотня - сто и т.п.). Счетные существительные могут определяться прилагательными и управляют родительным падежом существительных, во всех падежах употребление их в роли количественных определителей ограничено лексическим значением существительных (ср.: последний десяток тетрадей, но нельзя сказать "десяток дней").
Слово один, кроме значения количественного числительного (один километр, одна тонна и т.п.), может иметь значения: 1) имени существительного (Один в поле не воин); 2) местоимения-прилагательного (Мы с ним окончили один ("тот же самый") институт); 3) неопределенного местоимения (Мы встречались в одном ("каком-то") доме); 4) ограничительной частицы со значением "только", "лишь" (Стишки для вас одна забава) (П.). Форма одни в значении числительного употребляется в сочетании с существительными, имеющими форму только множественного числа (одни ножницы, одни сутки и т.п.). В сочетаниях со словами, имеющими ед. и мн. число, форма одни имеет значение ограничительной частицы или неопределенного местоимения: В кладовых у него одни мыши (А.Н. Т.); Одни ученые соглашаются, другие возражают. Со словами, обозначающими парные предметы, форма одни выступает как в первом, так и во втором из указанных значений: У меня одни (числительное) перчатки и одно кашне; В кармане одни (частица) перчатки, а кашне нет.
Количественные числительные два и полтора имеют родовые различия только в форме именительного и винительного падежа (два листа, две страницы; полтора дня, полторы недели).
Слова оба (мужского и среднего рода) и обе (женского рода) имеют формы рода, что сближает их с прилагательными. По значению слова оба и обе близки к количественным числительным два и две, обозначая одно и то же количество. Однако основным значением слова оба (обе) является не обозначение количества, а лишь указание на количество - "и тот, и этот", что сближает это слово с местоимением и исключает синонимические отношения оба (обе) и два (две). Слова оба и обе не входят в счетную систему, не являются членами составных числительных, не имеют соответствующих порядковых числительных. Отнесение слова оба (обе) к собирательным числительным условно в связи со следующими особенностями этих слов: 1) наличием рода (ср. двое, трое - оба, обе), 2) управлением существительного в форме род. п. единственного числа (ср.: двое мальчиков, но оба мальчика), 3) несочетаемостью с существительными, употребляемыми только во множественном числе (ср. двое ножниц), но нельзя сказать "оба (обе) ножницы", 4) отсутствием соответствующего количественного числительного (ср.: двое мальчиков - два мальчика, но только - оба мальчика).
Категория одушевленности и неодушевленности морфологически выражается только в числительных два, три, четыре: при этих числительных в сочетании с именами существительными, обозначающими одушевленные предметы, винительный падеж совпадает по форме с родительным падежом (ср.: принес три стула - принес трёх щенков).

-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск


Подарочные наборы косметики по материалам glow-box.ru.


Порно римминг Смотреть порно римминг на сайте ONAEGO.



Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Январь 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru