Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 33081

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

С номинативными предложениями по форме могут совпадать некоторые синтаксические конструкции, фактически не являющиеся ими. Это такие конструкции, которые либо не заключают в себе значения бытия, существования, либо являются неполными двусоставными предложениями. Наиболее употребительны следующие.
1. К номинативным предложениям не относятся названия, надписи на вывесках, заголовки и т.д. Они имеют форму именительного падежа, но выступают в качестве простых наименований, без значения бытия: Дворец спорта; Универмаг; Гастроном; "Дом с мезонином", "Евгений Онегин", "Отцы и дети".
2. Нельзя считать номинативным предложением и именительный представления (или именительный темы). Это имя существительное в именительном падеже или именное словосочетание, синтаксически не связанное с предложением. Эта конструкция лишь вызывает представление об определенном предмете или явлении, называет его, но не утверждает его наличия, существования, т.е. не имеет основного значения номинативного предложения. Обычно по поводу вызванного представления далее высказывается определенное суждение. Радость... Как ее вместишь в груди (Щип.); Земля. На ней никто не тронет... Лишь крепче прижимайся к ней (Сим.); Труд, мечта... Здесь нам не знать предела! (Щип.); Будущее. За мечтою следом, озаренный, я гляжу туда (Щип.); А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); Вот, например, приятель мой: владеет он изрядно слогом... (Л.).
Конструкции данного типа могут быть довольно распространенными: А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долины, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда на реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней... (Т.).
3. К номинативным предложениям не относятся конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения (слово или словосочетание) с главным членом - сказуемым в форме именительного падежа (при пропуске подлежащего, ясного из контекста).
- Жалкие люди! - сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев (Л.); Однажды, в дождливый день, знакомый, с которым я шел по улице, сказал, скосив глаза в сторону: - Короленко (М. Г.); - А вы кто, молодой человек? - Молодой человек, - ответил я, босяки одобрительно взглянули на меня (М. Г.); - Ты кто? - еще раз спросил он. - Да крендельщик, рабочий (М. Г.).
К сказуемому по своей функции приближаются и наименования лиц по фамилии, имени, положению и т.д. при представлении: Гость поднялся, щедро сверкнул золотой челюстью, протянул руку: - Мамедов (Рек.).

Слова-предложения (нечленимые предложения)


Общие сведения

Среди простых предложений выделяется группа предложений, выраженных одним словом или неразложимым сочетанием частиц. Такие предложения обозначают простое утверждение или отрицание, выражают согласие или несогласие, дают эмоциональную оценку предшествующему высказыванию или содержат побуждение к действию. Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных членов предложения и не выполняют номинативной функции, так как ничего не называют.
Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

Типы слов-предложений

Слова-предложения делятся на несколько групп в зависимости от их функции в речи.
Утвердительные слова-предложения:
- Серой пахнет. Это так нужно?
- Да (Ч.).
- Становитесь по местам. Пора. Луна восходит?
- Точно так (Ч.).
- Правда, правда... - подумал Посудин. - И как я этого раньше не знал! (Ч.).
- Нy, хорошо, хорошо, - продолжал он, не глядя на мужиков, - я прикажу - хорошо, ступайте. (Мужики не поднимались.) - Ну, да ведь сказал вам... хорошо. Ступайте же (Т.).
- А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут.
- Еще бы! (Г.).
- Прощай, Сергей... Случится тебе быть на Волге - может, заглянешь?.. Симбирского уезда деревня Мазло, Николо-Лыковской волости...
- Ладно, - сказал Сережка (М. Г.).
- Вам бы надо побриться, Глеб Иванович.
- Конечно, я сейчас (Закр.).
Отрицательные слова-предложения:
- Вас бы проводил кто-нибудь, моя крошка.
- О, нет, нет! (Ч.).
- Вы спите?
- Нет, - ответил гость (Ч.).
- Не люблю, когда на меня глядят.
- Неправда, любите (Б. Пол.).
Слово-предложение может представлять собой ответ, неопределенный по содержанию, значение его - промежуточное между утверждением и отрицанием:
- Вот увидишь, Савватеич, после тебе стыдно будет.
- Ничего, Федор Григорьевич, голый разбоя не боится (Б. Пол.).
Вопросительные слова-предложения:
- Петруша!
- А? (Ч.).
- Евгений Николаевич!
- Спит, - вздохнул седоватый офицер.
- Евгений Николаевич!
- Ну? - Листницкий свесил ноги (Шол.).
- Ну-с, Тетушка, - сказал хозяин, - сначала мы с вами споем, а потом попляшем. Хорошо? (Ч.).
- Да ведь Шипиловка только что числится за тем, как бишь его, за Пенкиным-то; ведь не он ей владеет: Сафрон владеет.
- Неужто? (Ч.).
- Он хотел доставить тебе удовольствие.
- Да? (Ч.).
Междометные эмоционально-оценочные предложения (выраженные эмоциональными междометиями):
Я ответил, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи. - Ай, ай, ай! - заметил генерал (П.).
- Батюшки! - изумился тонкий, - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? (Ч.).
- Боже мой, окунь! Ах, ах... Скорей! Сорвался! (Ч.).
- Тьфу! - удивилась Раиса, пожимая плечами и крестясь (Ч.).
- Пока что, мне кажется, мы говорим здесь лишь об одном проекте инженера Бершадского? - спросил Капанадзе, насторожившись.
- Увы, Лазо Ильич (Б. Пол.).
Междометные побудительные предложения (выраженные императивными междометиями):
- Бедная, плачет теперь где-нибудь в потемках, - думал он. - А извозчик на нее: цыц! цыц! (Ч.).
...Незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своем лице ужас и закричал: - Караул! (Ч.).
- Ау! Константин Гаврилович!.. Ау! (Ч.).
- Не играйте! - замахали старшины музыкантам. - Тс!.. Егор Нилыч спит... (Ч.).
- И баста! - вслух сказал Олесь, останавливая тягостные мысли (Б. Пол.).

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz