Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 32729

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



Глагол


Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола
Глагол - разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.
Слово "процесс" в данном употреблении имеет широкое значение; под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.
Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.
Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката).

Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола и их синтаксическая роль
Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле. Образуемые при этом изменении формы носят название спрягаемых. Кроме спрягаемых форм, в систему глагольных форм включаются и неспрягаемые формы: неопределенная форма, причастие и деепричастие.
Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, так как обладают рядом общих признаков, а именно: 1) общностью лексического значения, 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления и 4) общей возможностью поясняться наречием.
Спрягаемые формы глагола используются исключительно в синтаксической роли сказуемого (предиката) и называются предикативными. Неспрягаемые формы глагола - причастие и деепричастие - могут выступать как второстепенные члены предложения (причастие как определение и деепричастие как обстоятельство) и называются атрибутивными формами.

Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое использование
Неопределенная форма (инфинитив) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля. Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить - как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать - сделать), переходность и непереходность (видеть - сидеть), возвратность и невозвратность (купать - купаться) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.
Неопределенная форма образуется посредством аффиксов -ть или -ти. Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти. Приставка вы- перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т.д. Аффикс -сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). Этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива -ти. Вариант этого аффикса -сть имеют некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: сели - сесть, клали - класть, пали - пасть, крали - красть и др. Употребление неопределенной формы на -сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и даже просторечный: Всем домом правила одна Параша, поручено ей было счеты весть (П.). У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек-ти - печь, лег-ти - лечь).
В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т.е. она является начальной, исходной формой глагола.

Две основы глагола
Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира-ть. Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш-ут, напиш-ут.
От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в.
Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть, омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть. Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший).
От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя).

Понятие о классах глаголов
Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.
Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.
Продуктивных глагольных классов пять:
1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).
2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют).
3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют).
4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.
5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят.
Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.
Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Категория вида


Из истории вопроса
Категория вида в русском языке оформилась сравнительно поздно (в конце XVI - начале XVII в.), и уже в XVII в. она нашла отражение в грамматиках М. Смотрицкого и Ю. Крижанича.
Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, в трудах ряда ученых (Н.И. Греча, А.Х. Востокова и др.) не была четко отграничена от категории времени. А.Х. Востоков в "Русской грамматике" выделил три вида: неокончательный (несовершенный), совершенный и многократный. Кроме трех видов он выделил восемь форм времени. Разграничить категории вида и времени ему не удалось.
Г. Павский в "Филологических наблюдениях" выдвигает теорию трех степеней длительности, которая в дальнейшем была поддержана К.С. Аксаковым и Н.П. Некрасовым. "В глаголах степенями означается мера продолжительности и объем действия", - писал Г. Павский. Ценным в этой теории было толкование категории вида как категории, выражающей качественное различие в характере действия.
А.А. Потебня, восприняв теорию степеней длительности (он выделяет четыре степени длительности), идет дальше своих предшественников. Степени длительности Потебня связывает с совершенностью и несовершенностью действия, но не отождествляет их.
В работах Г.К. Ульянова, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова и других ученых была поддержана теория двух видов - совершенного и несовершенного. Большое внимание было уделено исследованию системы образования видов и определению грамматико-семантической стороны категории вида. Категория вида стала пониматься как категория, которая выражает не количественную, а качественную характеристику действия. Однако до сих пор нет единства мнений по вопросу об определении категории вида и о различии между совершенным и несовершенным видом.
Одни ученые рассматривали вид как категорию, которая обозначает распределение действия во времени (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, A.M. Пешковский), другие подчеркивали в определении вида способ протекания действия (А. Болдырев, А.А. Шахматов, В.А. Богородицкий), третьи рассматривали вид как категорию, выражающую действие в отношении к его пределу, результату (В.В. Виноградов и многие современные исследователи).

Понятие о категории вида
Категория вида присуща всем формам глагола. Глаголы решал и решил обозначают одно и то же действие, но различаются грамматически. Глагол решил совершенного вида, он обозначает действие, которое завершилось достижением результата и является законченным. В этом глаголе грамматически выражено указание на предел, границу действия, поэтому действие решил мыслится как ограниченное в своем течении. Глагол решал несовершенного вида, он не содержит указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность. Следовательно, категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т.п.). Совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).
Среди глаголов несовершенного вида и совершенного вида широко представлены как их подвиды глаголы многократные (несовершенного вида) и однократные (совершенного вида). Многократные глаголы обозначают длительность, повторяемость или многократность действия: пошатывать, покачивать и т.п.; однократные - однократность и мгновенность действия: отпрыгнуть, выплеснуть и т.п.
В группе глаголов несовершенного вида выделяются глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы: а) некратные глаголы, обозначающие движение единичное, совершающееся в одном определенном направлении: бежать, брести, вести, везти, гнать, ехать, идти, катить, лезть, лететь, нести, плыть, ползти, тащить; б) кратные глаголы, обозначающие движение или непрерывное, но разнонаправленное, или однонаправленное, но прерывистое: бегать, бродить, водить, возить, гонять, ездить, ходить, катать, лазить, летать, носить, плавать.
Основные грамматические различия видов касаются значений и форм времени:
1) глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени; у глаголов совершенного вида формы настоящего времени отсутствуют;
2) у глаголов несовершенного вида будущее время - сложное (буду делать), а у глаголов совершенного вида - простое (сделаю);
3) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени действительные и страдательные, у глаголов совершенного вида эти причастия отсутствуют;
4) деепричастие несовершенного вида чаще всего обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого, а деепричастие совершенного вида - предшествующее действие.

Образование видов

При образовании видов глагола исходной формой, за немногими исключениями, является глагол со значением несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида, как правило, образуются от глаголов несовершенного вида посредством присоединения приставок и реже - суффиксов (ср.: печь - испечь, прыгать - прыгнуть и т.п.). Менее продуктивными способами видового образования являются: 1) противопоставление аффиксов, например: -а(ть), -я(ть), - -и(ть), -е(-ть), обычно сопровождаемое чередованием в корне (ср.: пускать - пустить, умирать - умереть); 2) перемещение ударения (ср.: рассыпать - рассыпать, разрезать - разрезать), 3) выражение видов разными словами (ср.: брать - взять, говорить - сказать, искать - найти, ловить - поймать, ложиться - лечь, садиться - сесть, становиться - стать).
Глаголы совершенного вида с приставками в отдельных случаях осмысляются как глаголы с непроизводной основой (угостить, надлежать и др.) и, следовательно, не соотносятся с бесприставочными глаголами несовершенного вида. С другой стороны, некоторые приставочные глаголы (заимствованные из старославянского языка) соответствуют бесприставочным глаголам несовершенного вида, однако лишены значения совершенного вида (ср.: состоять - стоять, предвидеть - видеть, предзнаменовать - знаменовать и др.).
Бесприставочные глаголы со значением совершенного вида малочисленны: пустить, купить, пленить, хватить, решить, дать, явить, лишить, бросить, кончить, обидеть и др.
Глаголы кратного подвида с ударной приставкой вы- и значением результата длительного действия (выходил, выбегал и т.п.) свойственны разговорной речи. С ними сближаются бесприставочные пары глаголов несовершенного вида: видеть - видать и слышать - слыхать: первые глаголы в каждой паре употребительны в литературном языке, вторые - в разговорной речи, преимущественно в прошедшем времени, а в просторечии и в неопределенной форме (не видать и не слыхать). Глаголы несовершенного вида на -ать (толкать, чесать) при образовании совершенного вида могут использовать суффикс -ану- (толкануть, чесануть и др.). Образования с таким суффиксом имеют характер экспрессивно-просторечный.


Видовые пары глагола

При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата: а) присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь - перелететь, взлететь и т.п.); б) присоединение приставки, создавая значение совершенного вида у исходного глагола, не изменяет лексическое значение глагола, вследствие этого бесприставочный (исходный) и приставочный (производный) глаголы различаются только по виду и составляют соотносительные видовые пары (ср.: слепнуть - ослепнуть, обедать - пообедать и т.п.). В последнем случае приставка теряет свое лексическое значение и превращается в грамматическое средство образования вида. Это явление наблюдается особенно часто в отношении приставок: о- (об-, обо-), по; с- (со-): ослепнуть, обрадовать, обозлить, построить, сделать; реже - за; у; на; вз-: задушить, утопить, наточить, вспотеть; и очень редко - из; при; вы; раз-: испугать, приготовиться, вырасти, разбередить.
Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-) (ср.: выкроить - выкраивать). При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить - выстраивать, накопить - накапливать). Чередование о//а не является устойчивым, если глагол совершенного вида имеет ударение на корневом звуке [о], возможны в литературном языке образования с [а] (удваивать, устраивать, осваивать, оспаривать, задабривать, дотрагиваться, удостаивать и др.) и образования с [о] (обеспокоивать, обусловливать, озабочивать, опозоривать, опошливать, подытоживать, приохочивать, разрознивать, сморщиваться, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, ускоривать). Такие параллельные формы свойственны разным стилям литературного языка.
Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -ну(ть) (ср.: толкать - толкнуть) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср. хвалить - похвалить, делать - сделать, робеть - оробеть и т.п.).
В кругу малопродуктивного образования видовых пар выделяются следующие группы: 1) решать - решить, украшать - украсить и т.п.; 2) выпечь - выпекать, слезть - слезать и т.п.; 3) избегать - избегнуть, привыкать - привыкнуть и т.п.; 4) набить - набивать, смыть - смывать, обозреть - обозревать и т.п.; 5) парные глаголы, различающиеся только местом ударения (ср.: разрезать - разрезать) и 6) парные глаголы, выраженные словами с разными основами (супплетивными формами): говорить - сказать (прочие см. выше).


Глаголы, не имеющие парных форм другого вида

К глаголам непарным несовершенного вида относятся: а) бесприставочные глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) со значением многократности. В современном литературном языке такие глаголы употребляются исключительно в форме прошедшего времени со значением давности действия: говаривал, сиживал, видывал и т.п.; б) приставочные глаголы (книжного характера) с суффиксами -ыва- (-ива-), -а, -е, -и со значением процесса, не ограниченного достижением результата: заискивать, сожалеть и др.; в) глаголы с приставкой по- и суффиксом -ыва-(-ива-) со значением кратного, прерывистого действия: покашливать, поглядывать и др.; с приставками под-, при- и суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- со значением сопровождающего действия: подсвистывать, подсевать, приговаривать и др.; с приставкой пере- и аффиксом -ся со значением длительности и взаимности действия: перекликаться, перестреливаться и др.
К глаголам непарным совершенного вида относятся: а) глаголы с приставкой по-, обозначающие ограничение действия во времени: полежать, посидеть, помечтать и др., а также с несколькими приставками пораздумать, попридержать и др., принадлежащие к разговорному стилю; б) глаголы с приставками за- и по- со значением начала действия: зашагать, загреметь, побежать, полить и др.; в) глаголы с приставками пере-, от-, до- со значением завершенности, результативности действия: отшуметь, допроситься, перепортить и др.; г) глаголы с суффиксом -ну- со значением интенсивного начала действия: хлынуть, грянуть и др. и д) некоторые глаголы с суффиксом -и-: понадобиться, очутиться.


Глаголы, не имеющие парных форм другого вида

К глаголам непарным несовершенного вида относятся: а) бесприставочные глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) со значением многократности. В современном литературном языке такие глаголы употребляются исключительно в форме прошедшего времени со значением давности действия: говаривал, сиживал, видывал и т.п.; б) приставочные глаголы (книжного характера) с суффиксами -ыва- (-ива-), -а, -е, -и со значением процесса, не ограниченного достижением результата: заискивать, сожалеть и др.; в) глаголы с приставкой по- и суффиксом -ыва-(-ива-) со значением кратного, прерывистого действия: покашливать, поглядывать и др.; с приставками под-, при- и суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- со значением сопровождающего действия: подсвистывать, подсевать, приговаривать и др.; с приставкой пере- и аффиксом -ся со значением длительности и взаимности действия: перекликаться, перестреливаться и др.
К глаголам непарным совершенного вида относятся: а) глаголы с приставкой по-, обозначающие ограничение действия во времени: полежать, посидеть, помечтать и др., а также с несколькими приставками пораздумать, попридержать и др., принадлежащие к разговорному стилю; б) глаголы с приставками за- и по- со значением начала действия: зашагать, загреметь, побежать, полить и др.; в) глаголы с приставками пере-, от-, до- со значением завершенности, результативности действия: отшуметь, допроситься, перепортить и др.; г) глаголы с суффиксом -ну- со значением интенсивного начала действия: хлынуть, грянуть и др. и д) некоторые глаголы с суффиксом -и-: понадобиться, очутиться.


Двувидовые глаголы

Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телефонировать и т.п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть.
В некоторых глаголах различие видового значения связывается с определенным лексическим значением; ср.: Народ... толпою бежал за нами (П.) (несовершенный вид) - Кто-то бежал из Москвы, и ведено всех задерживать(П.) (совершенный вид), а иногда выражается лишь в отдельных формах (ср.: родила - совершенный вид и родила - несовершенный вид).


Способы глагольного действия

С грамматической категорией вида взаимодействует лексико-грамматическая категория глагола, выражающая способы глагольного действия, т.е. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия:
1) значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, например: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;
2) значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками, например: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать;
3) значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-, например: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать;
4) значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками, например: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать;
5) значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну-, например: грянуть, хлынуть;
6) значение прерывистости действия у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-, например: побаливать, покашливать, постукивать;
7) значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а)-, например: приговаривать, притаптывать, подмигивать, подпрыгивать.

Категория залога



Из истории вопроса
Категория залога была и остается до настоящего времени предметом пристального внимания многих лингвистов. "...Разные грамматисты по-разному понимали объем и грамматическое содержание категории залога; одни видели в залоге лишь отражение отношений действия к объекту, другие включали в круг залоговых значений, сверх объектных отношений, и разные отношения действия к субъекту, третьи стремились ограничить понятие залога выражением отношения к субъекту".
Традиционное учение о залогах, ведущее начало от шести залогов М.В. Ломоносова, сохраняется до начала XIX в. и завершается работами Ф.И. Буслаева, у которого эта теория получает наиболее глубокую разработку.
Категория залога языковедами этого периода понимается как категория, которая выражает отношение действия к объекту. В связи с этим понятия залога и переходности-непереходности отождествлялись. Параллельно с переходностью-непереходностью в основу выделения залога был положен и другой принцип - различение глаголов с аффиксом -ся и глаголов без этого аффикса. Смешение этих двух принципов и не дало возможности построить последовательную теорию залогов.
Принципиально иное толкование категория залога получает в работах К.С. Аксакова и особенно Ф.Ф. Фортунатова.
Ф.Ф. Фортунатов в статье "О залогах русского глагола" говорит о залогах как глагольных формах, которые выражают отношение действия к субъекту. Взамен лексико-синтаксического принципа Ф.Ф. Фортунатов в основу классификации залогов положил грамматическую соотносительность форм. Формальным признаком залога является аффикс -ся, поэтому выделяются два залога (возвратный и невозвратный). Ф.Ф. Фортунатов отказывается от отождествления залога и переходности-непереходности, но указывает на связь залоговых значений со значениями переходности-непереходности.
Другие исследователи (А.А. Потебня, А.А. Шахматов) рассматривали залог как категорию, выражающую субъектно-объектные отношения.
А.А. Шахматов в основу учения о залоге кладет признак переходности-непереходности и выделяет три залога (действительный, страдательный, возвратный). Шахматов дает тонкий анализ основных значений аффикса -ся у возвратных глаголов.



Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2014 Сделать бесплатный сайт с uCoz