Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 33095

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

Структурными показателями сложноподчиненного предложения являются, как выяснено, во-первых, характер связи придаточной с главной (присловность и неприсловность); во-вторых, грамматические средства связи частей. Что же касается семантики придаточных, то оказывается, что она не является строго закрепленной за каждым определенным структурным типом. Есть типы однозначные, есть двузначные и есть многозначные. Так, структуры с отношением придаточной части к глаголу, прилагательному, безлично-предикативному слову имеют придаточную часть только со значением изъяснительным (однозначные структуры). Придаточные, относящиеся к имени существительному, двузначны: они могут быть определительными и изъяснительными (наиболее типичны, правда, структуры с придаточной определительной частью; изъяснительные усматриваются только при существительных особой лексико-семантической группы). Придаточные же в структурах приместоименного типа очень разнообразны: и определительные, и изъяснительные, и обстоятельственные (разных видов).
Структуры с неприсловной связью более ограничены семантикой придаточных частей - они всегда имеют обстоятельственное значение (исключая присоединительные, сопоставительные и пояснительные конструкции), но конкретные виды обстоятельств разнообразны.
Средства связи (союзы, союзные и соотносительные слова) также не являются строго закрепленными за определенными структурными типами, за исключением структур приместоименного типа (с обязательным соотношением местоименных слов или местоименных слов и союзов). Например, присубстантивное подчинение в сложноподчиненных предложениях может быть и относительным, и союзным, так же как и глагольное и др.
Предложения с неприсловной связью тоже неоднородны в отношении вида связи - они имеют и относительное подчинение, и союзное.

Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью представляют собой структуры с тесно спаянными частями. Определительная придаточная часть относится к именам существительным или местоимениям (определительным и указательным) в главной части. В зависимости от этого различаются и основные функции определительных частей: определительные части, относящиеся к именам существительным, содержат характеристику предмета или раскрывают его признак; определительные части, относящиеся к местоимениям, конкретизируют их значение: Я пугался женщин, которые выходили вместе с Наташей (С. Бар.); Кто весел, тот смеется (Л.-К.). Определяемые придаточной частью слова могут выполнять в главной части роль любого члена предложения, поскольку способность их иметь определение в виде придаточной части связана с их лексико-морфологической природой, а не с синтаксической функцией (ср.: Женщины, которые выходили вместе с Наташей, меня пугали; Я люблю того, кто смеется).

  • Присубстантивно-определительные предложения
Присубстантивно-определительные предложения в зависимости от функции придаточной части имеют две разновидности. Функция придаточной части зависит от того, в какой степени определяемое ею существительное нуждается в определении.
В одних случаях главная часть без придаточной не выражает законченной мысли и потому обязательно требует определения. Придаточная часть восполняет отсутствующий член главного предложения, поскольку определяемое имя существительное слишком общо по значению и нуждается в сообщении об отличительном признаке, конкретизирующем, суживающем его значение.
- Каким образом может существовать сословие, - спрашивал сам себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идет бессмысленно убивать, и таких же людей, как они сами (Купр.); Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, многое, очень многое прощают (Купр.).
В других - главная часть не нуждается в придаточной, поскольку способна выражать законченную мысль. Придаточная в таких предложениях распространяет главную, сообщает дополнительные сведения о предмете, названном определяемым именем существительным, которое либо конкретно по своему значению, либо уже достаточно определено в главной части.
В разгар пира в овин зашел Травкин, которого никто не ожидал (Казак.); Отвернувшись к окну, я смотрел на пустынные улицы, по которым изредка проносились военные машины (С. Бар.); Но он не отнимал своей руки и говорил простые, трогательные, успокоительные слова, какие говорит взрослый обиженному ребенку (Купр.). Наличие определений при имени существительном в главной части не всегда является показателем его исчерпывающей характеристики. Например, в предложении Он писал еще робко, с оглядкой на редактора и читателя, писал с тем хорошо знакомым начинающим писателям чувством, будто за его спиной стоит толпа насмешливых людей и с осуждением вчитывается в каждое слово (Пауст.) определяемое имя существительное чувством как будто уже достаточно определено в главной части, однако придаточная оказывается необходимой потому, что это определение (хорошо знакомым начинающим писателям) по содержанию иного плана, и требуется еще другое, которое и дается в придаточной части.
Функциональное различие двух видов определительных придаточных подчеркивается употреблением местоимений тот, таков при определяемом имени существительном в главной части. Придаточная часть со значением отличительного признака (выделительно-ограничительного или качественного) либо имеет соотносительные слова в главной части (указательные местоимения при именах существительных), либо предполагает их, допускает их подстановку. Местоимения тот, таков служат показателем обязательной придаточной части: ...У Валерьянова был такой же тонкий расчет, как у того извозчика, который вешал впереди морды своей голодной клячи кусок сена (Купр.); В самом конце мая в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат, и, по странному расположению судьбы, повесился в то же самое число, в которое в прошлом году произошел в этой роте такой же случай (Купр.); Я даже Наташе рассказал про реку Вопь. И про красоту тех мест, куда я еду на лето (С. Бар.); Лишь те немногие люди, что находились в нарядах поучаствовали в собрании (С. Бар.).
Придаточные определительные с распространительной функцией обычно не допускают указательных слов при определяемых именах существительных: Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой (Л. Т.); Мысль о моей нынешней поездке в лагерь принадлежала, как это ни странно, именно матери, которая окончательно потеряла надежду добиться соответствия между моим ростом и весом (С. Бар.); И вот сейчас мой отец идет рядом с нашей колонной... Мой отец, который писал когда-то хорошие стихи (С. Бар.). Подстановка местоимений к определяемым именам существительным в данных примерах лишает предложение смысла, так как предметы, о которых идет речь, мыслятся как единственные.
Присубстантивно-определительные предложения по виду подчинения могут быть относительного и союзного типа. Придаточная часть в них присоединяется к главной при помощи союзных слов который, какой, кой (устар.), чей, что, где, куда откуда, когда и союзов чтобы, как, словно, как будто, как если бы.
В сложных предложениях, выражающих определительные отношения, наиболее общее значение определительности вносится союзным словом который, например: Бричка, въехавшая во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть (Г.).
В качестве союзного слова, равнозначного слову который, может употребляться относительное местоимение кой, имеющее архаическую окраску, например: Слезы эти отчасти вызваны были пуншем, коего вытянул он три стакана (П.).
Союзное слово какой (обычно при наличии указательных слов в главной) вносит в значение придаточной части дополнительный оттенок уподобления, сравнения: На девственном снегу пустынной лесной дороги вился под ним извилистый, нечеткий след, какой оставляет зверь (Б. Пол.) - придаточная часть какой оставляет зверь заключает в себе дополнительное значение уподобления.
Союзное слово чей вносит дополнительный оттенок принадлежности, например: Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (П.).
Относительное местоимение что, как и который, служит показателем общего определительного значения. Например: А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что прячется за домом (Шишк.). Однако наряду с этим оно, как и союзное слово какой, может сообщать придаточной части оттенок уподобления (при наличии указательных слов в главной). Союзное слово что в таком употреблении приобретает разговорную окраску: В уста ее, в очи и в плечи седой чародей целовал и те же ей сладкие речи, что милый о свадьбе, шептал (Н.).
Местоименные наречия где, куда, откуда, выступающие в роли союзных слов, обычно вносят в определительную придаточную часть пространственный оттенок значения. Например: Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там проститься с ней в последний раз (П.); Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (П.); В салон-вагоне, куда вошел Корчагин вслед за проводником, сидело несколько человек (Н. Остр.). Союзные слова где, куда, откуда возможны только при именах существительных, заключающих в себе пространственное значение.
Определительные придаточные с союзным словом когда осложняются оттенком временного значения и допустимы только при именах существительных того же значения, т.е. значения времени: Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет (Л.).
Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной посредством союзов как, чтобы, придающих предложению разговорную окраску, а также словно, как будто, будто, как если бы, точно. Союз как вносит оттенок временного значения: Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол и дом (Кр.). Союз чтобы - целевой оттенок: Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать (М. Г.). Преобладание определительного значения в придаточной части подчеркивается местоимением такого, без которого изъяснительное значение стало бы основным.
Союзы словно, будто, как будто, точно вносят в значение придаточной части оттенок сравнения: Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета (Пан.); Нас было трое: Савелий, старый охотник, толстый и круглый, как улей, с походкой, точно он к кому-то крадется, Пыж, длинноухий его пес, понимающий по части охоты не хуже своего хозяина, и я, в то время еще подросток (Нов.-Пр.).
Присубстантивная определительная придаточная часть не может стоять перед главной. Она помещается либо после нее, либо в середине, но всегда за определяемым именем существительным.

  • Приместоименно-определительные предложения
Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью, относящейся к местоимению (указательному или определительному) в главной, характеризуются следующими признаками: 1) местоимение главной части конструктивно обязательно; 2) придаточная часть конкретизирует значение этого местоимения, разъясняет его содержание (термин "определительная" используется, таким образом, условно, со значением "раскрывающая содержание").
В предложении Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно, и едва заметным трепетанием протянутой ладони сдерживал увлекающихся (Купр.) придаточная часть кто пел неверно раскрывает значение местоимения тех в главной части, соотносится с ним и невозможна без этого соотношения, потому что других слов, которые могли бы быть определены данной придаточной частью, нет. То же обнаруживается и в предложении И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.). Местоимение конструктивно обязательно и в тех случаях, когда оно включается в перечислительный ряд с именами существительными или в обособленный оборот, где во избежание повторения замещает существительное, уже названное в главной части: Все чаще и чаще приходили ему [Ромашову] в голову непривычные, странные и сложные мысли, вроде тех, которые так потрясли его месяц тому назад (Купр.).
Конструктивная обязательность местоимения в главной части с определительной придаточной в описываемом типе предложений подчеркивается теми случаями, когда это местоимение опускается. Придаточная определительная часть сразу же становится изъяснительной: Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет (Л.-К.).
Определительная придаточная часть, относящаяся к местоимению в главной, присоединяется к нему при помощи относительных (союзных) слов и союзов. В соответствии с этим различается два структурных типа - местоименно-соотносительный и местоименно-союзный соотносительный.
В качестве соотносительных слов выступают определительные и указательные местоимения все, каждый, всякий, любой; тот, такой, таков.
Придаточные присоединяются к главной при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей, а также союзов как, словно, как будто, что, чтобы. С определительными местоимениями все, каждый, всякий, любой соотносятся относительные слова кто, который, чей: Каждый, кого он здесь видел, обладал своим особым познанием... (Фед.); Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит (П.).
С местоимением тот соотносятся относительные слова кто, который, чей. Например: Я тот, чей взор надежду губит, едва надежда расцветет, я тот, кого никто не любит и все живущее клянет (Л.); И пусть меня накажет тот, кто изобрел мои мученья (Л.), Должно быть, все те, кто наблюдали эту сцену извне, поняли ее опасное значение (Купр.).
Придаточные части, конкретизирующие значение местоимений все, каждый, всякий, любой и тот, устанавливают тождество между лицами или между предметами.
Придаточные части, раскрывающие содержание определительных местоимений такой, таков, дают качественную характеристику лицу или предмету.
С местоимением такой соотносятся союзные слова какой и союзы что, словно, как, как будто; с местоимением таков - союзные слова каков, какой и союзы что, как. Например: Почерк у него был круглый, без нажимов, красивый и равнодушный, такой, каким пишут военные писаря (Купр.); Каково лето, таково и сено (посл.). Качество может определяться посредством указания на следствие и степень: Жар такой, что на песке горят следы (Н.); а также посредством сравнения с чем-либо вполне или приблизительно сходным: Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел; Выражение его лица было такое, словно он долго не спал.
Определительные придаточные части в местоименно-соотносительном типе могут располагаться и после главной, и перед ней, в местоименно-союзном соотносительном типе - после главной.

Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью - это структуры, особенностью которых является обязательная неполнота (структурная и смысловая) главной части, требующей поэтому восполнения своего содержания. Функция изъяснительной придаточной части заключается либо в описательной замене отсутствующего в главной части члена предложения (подлежащего или дополнения): Потом он видел, как Николаев встал из-за карт (Купр.); Требовалось, чтобы в створе развернутых носков помещался ружейный приклад и чтобы наклон всех солдатских тел оказался одинаковым (Купр.); либо в конкретизации, наполнении содержанием определительных или указательных местоимений (тот, весь, каждый, всякий), например: Всю ночь поют в пшенице перепелки о том, что будет урожайный год (Исак.); Молодость хороша тем, что она имеет будущее (Г.); Всего, что пережито было в ту ночь, ты и знать не могла (Сим.).
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи союзов что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли, а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что.
Изъяснительную придаточную часть требуют слова, преимущественно способные к управлению. Это глаголы (в том числе причастия и деепричастия): Морозка понял, что разговор окончен (Фад.); Ромашов сидел за обедом неловкий, стесненный, не зная, куда девать руки (Купр.); прилагательные: Я убежден, что для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце; безлично-предикативные слова: А, право, жаль, что он дурно кончит (Л.). Кроме того, изъяснительные придаточные могут иногда прикрепляться и к словоформам неуправляющим, например, к некоторым кратким прилагательным: Наивен, кто в любви искал покоя (Щип.), а также неуправляющим формам глаголов: Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно (Б. Пол.). Все эти части речи функционально объединяются: они выполняют роль сказуемого в главной части. В соответствии с отнесенностью к данным частям речи различаются изъяснительные придаточные при глаголах, при прилагательных, при безлично-предикативных словах.
Изъяснительная придаточная часть возможна не только при определенных морфолого-синтаксических свойствах распространяемых слов, но и при определенной семантике их. Изъяснения требуют:
1) глаголы, обозначающие восприятие (услышать, увидеть, почувствовать, ощутить и др.), волевое или эмоциональное состояние (решить, бояться, жалеть, радоваться и др.), сообщение (говорить, кричать, сообщать, объяснять, рассказывать и др.), мыслительную деятельность (думать, понимать, убеждаться, сознавать и др.), сообщение с эмоциональным оттенком (жаловаться, клясться, внушать, грозить, настаивать, угрожать и др.);
2) управляющие имена прилагательные со значением эмоционального и волевого состояния и др. (уверен, согласен, прав, счастлив, виноват и др.);
3) безлично-предикативные слова со значением оценки с точки зрения психологической, морально-этической, с точки зрения зрительного и слухового восприятия, а также со значением состояния с модальной окраской (жаль, больно, видно, слышно, нужно и др.).
Круг глаголов, способных присоединять изъяснительную часть непосредственно, очень ограничен, так как не все глаголы даже этих семантических групп (глаголы речи, мысли, чувства, восприятия, желания и др.) допускают ее. Например, нельзя сказать: Оратор высказал, что...; выразил, что...; возразил, что...; сочувствовал, что... и т.д. Возможность иметь изъяснительную часть определяется не только общими синтаксическими свойствами данных глаголов (способностью к управлению), но и семантической природой каждого слова, его морфологическими и стилистическими свойствами.
Изъяснительная придаточная часть может быть и присубстантивной, однако имена существительные, нуждающиеся в изъяснении, очень ограничены своей семантикой. Это отвлеченные существительные со значением восприятия, волевых и эмоциональных состояний, мыслительной деятельности, речи и подобные (слух, сообщение, известие, заявление, общение, угроза, сознание, убеждение, уверенность, чувство, мысль и некоторые др.), связанные происхождением или семантикой с соответствующими глаголами и сохранившие способность к управлению. Например: И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд (Купр.); Я ловил себя на мысли, что начинаю думать о конце войны (С. Бар.); Существует теория, будто бы искусство кино есть искусство режиссера; Известие, что она не приедет, очень беспокоило меня.
Такие изъяснительные придаточные части осложняются определительным оттенком значения, что связано с морфолого-синтаксической природой имени существительного.
В отдельных случаях придаточные изъяснительные могут быть и при некоторых междометиях и междометных выражениях, выступающих в роли слов-предложений (спасибо, слава богу): Спасибо, что поскучали со мной (Ч.).
Придаточная изъяснительная обычно помещается после главной части или в середине, но всегда после слова, к которому она относится.
Вынесение придаточной изъяснительной в начало предложения создает инверсию. Это особенно свойственно разговорному языку. Например: Что волки жадны, - всякий знает (Кр.); Как там холодно, мы знаем (С. Бар.).

  • Изъяснительные придаточные с союзным подчинением
Изъяснительные придаточные присоединяются союзами что, как, будто, как будто, будто бы, как бы, словно, чтобы, если бы, ли, пока.
Придаточные с союзом что содержат сообщение о реально существующем факте. Например: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.); Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос (Л.); Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих (Исак.); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (М.); Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он (Ард.).
Примечание. Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным предложениям. Придаточные определительные (они присоединяются союзным словом что), в отличие от придаточных изъяснительных (они присоединяются союзом что), допускают замену союзного слова что союзным словом который. Ср.: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали (Н.); но: Весть, что (которая) обрадовала меня, в Москве уже многим была известна. Это относится и к придаточным с некоторыми другими союзами, например чтобы и др.
Близок по значению к союзу что союз как, употребляющийся только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность. Например: Помню, как стоял на узкой уличке (Чак.); Я видел, как в свинцовой воде отражался тусклый силуэт транспорта (Пауст.).
Союзы будто, как будто, словно, будто бы, как бы, в отличие от союзов что, как, вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте. Например: Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его "Доброго дня") "заслоняется несколько описанием природы..." (Акс.); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (П.).
Содержание придаточных с союзом чтобы (чтоб) представляется не как нечто реальное, а как желательное или нежелательное. Например: Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Л.); Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу, и всегда приглашал к ней оркестр Рябова (Купр.).
Союз если бы вносит в придаточную часть оттенок условия: Не плохо было бы, если бы он вернулся рано.
Союз ли, употребляемый после знаменательного слова, указывает на предположение с оттенком неуверенности и раскрывает содержание косвенного или прямого вопроса. Например: Не знаю, походил ли водопад на зверя, но он действительно был красив (Чак.); Вы спрашиваете, знал ли я Шмидта до его речи на кладбище? Нет, не знал (Пауст.).
Союз пока вносит временной оттенок значения: Где-то рядом разорвался снаряд, и водитель, не дожидаясь, пока солдат вылезет из-под машины, дал газ (Кож.).

  • Изъяснительные придаточные с относительным подчинением
В качестве союзных слов, присоединяющих изъяснительные придаточные, употребляются относительные местоимения кто, что, который, какой, каков, чей и местоименные наречия где, куда, откуда, когда, как, сколько, насколько, отчего, почему, зачем.
Союзные слова кто, что, что за сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Например: Часто я угадать хотел, о чем он пишет (П.); На них косился каждый прохожий солдат, а жители боялись впустить, не зная, что это за люди (Фад.).
Придаточные с союзными словами какой, который, каков содержат указание на качество, разновидность предметов, а также порядок их выбора. Например: Если бы вы знали, какой наш край благодатный!(Т.), Мы не знали, в которую сторону идти: улиц множество и переулков тоже (Гонч.).
Союзное слово чей сосредоточивает внимание на принадлежности предмета: Никто не знает, чья рука положила эти цветы (Купр.).
Союзные слова, где, куда, откуда вносят в придаточную часть оттенок пространственного значения. Например: Затем она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю (Ч.); Валько пошел разведать, куда тянется балка (Фад.); Егорушка оглядывался и никак не понимал, откуда эта странная песня (Ч.); Мне было совершенно безразлично, куда идти и где остановиться на ночлег (Ч.).
Союзное слово когда вносит дополнительный оттенок временного значения. Например: С некоторых пор Чайковскому стало казаться, что дом с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль (Пауст.).
В придаточных с союзным словом как подчеркивается характер действия, способ его совершения. Например: Сестра и Анюта хотели спросить, как мне тут живется, но обе молчали и только смотрели на меня (Ч.); Известно, как он умеет себя показать.
Придаточные с союзными словами сколько, насколько содержат указание на меру или степень. Например: Кто знает, сколько каждый живущий на земле оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? (Т.); Они оба понимали, насколько все эти дела буднишние, но это были дела осуществимые, - в обоих заговорило чувство реальности (Фед.).
Союзные слова отчего, почему вносят причинный оттенок в значение придаточной части. Например: Я знаю, отчего брегов раздумье тайное объемлет дух пловцов (Майк.); Теперь, говорю, понятно, почему в прошлом году сошел поезд с рельсов (Ч.); Уля вдруг поняла, почему все люди на улице испуганно расступились перед ними... (Фад.).
Союзное слово зачем вносит целевой оттенок значения. Например: И такая истома сковывала все его члены, ложилась на сердце, что временами Сережка забывал, зачем он здесь (Фед.).
В придаточной изъяснительной части может быть и несколько разных союзных слов: Я пытался разглядеть, кто, как и на чем сидит.

  • Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных
Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью могут иметь в главной соотносительные слова. Функция этих слов неодинакова. Они могут использоваться в целях усиления, выделения, подчеркивания объекта речи, мысли, чувства и т.д. В таких случаях относительные слова не являются конструктивно обязательными: Важно было то, что его никто не заметил (М. Г.).
Такое соотносительное слово не является необходимым структурным элементом и может быть опущено. Ср.: Приятно было иногда вспомнить, что здесь, где-то недалеко, ходит приятель и земляк Володя Травкин (Казак.). - Приятно было иногда вспомнить то, что...
Ему очень хотелось, чтобы дивизия задержалась в этом лесу хотя бы еще на сутки (Казак.). - Ему очень хотелось того, чтобы...
Конструктивно необязательное местоимение может не только усиливать внимание на объекте речи, но и подчеркивать именно изъяснительный характер придаточной части (в тех случаях, когда придаточная часть относится к имени существительному). Например: Мысль о том что этого немца следует захватить, пришла Травкину сразу (Казак.).
Указательные местоимения тот, то могут сочетаться с существительными факт, обстоятельство, лишенными в данном случае предметной знаменательности, и таким образом составлять соотносительные сочетания тот факт, то обстоятельство: Шли [арестанты] вразброд, в беспорядке, и всех поражало то обстоятельство, что сбоку никто не толкает прикладами (Кор.).
В тех случаях, когда соотносительное слово при изъяснительной части конструктивно необходимо, т.е. когда оно участвует в формировании структуры предложения, сложноподчиненное предложение относится к местоименно-соотносительному или местоименно-союзному соотносительному типу.
Конструктивная роль соотносительного слова выявляется в следующих случаях.
1. Соотносительное слово входит в состав неразложимого словосочетания (заключаться в том, выражаться в том, состоять в том и др.; глаголы, входящие в такие словосочетания, без управляемых местоимений лексически не сочетаются с изъяснительной частью): Цель эксперимента состоит в том, чтобы уравновесить водой гидростатический столб крови ("Смена"). Неразложимое словосочетание, прикрепляющее изъяснительную часть, может иметь в качестве главного слова и имя существительное (например, дело в том): Дело в том, что подполковник Галиев, узнав о приезде Аниканова, после короткого размышления решил оставить Мещерского здесь (Казак.).
2. Соотносительные слова необходимы и в тех случаях, когда они стоят при глаголах, которые хотя и не составляют с ними неразложимого словосочетания, но лексически не допускают изъяснительной части, прикрепленной к ним непосредственно: Шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями (Г.). Не допускают изъяснительной части без соотносительных слов и некоторые прилагательные: Он уже был давно известен тем, что в другом городе и в другой труппе, играя в "Принцессе Грезе" зеленого рыцаря, он упал и покатился в своих жестяных латах к рампе, громыхая, как огромный самовар (Купр.).
3. Соотносительные слова необходимы при противопоставлении и связанном с ним отрицании: Он мечтал не о том, чтобы поскорее закончить институт, а чтобы как можно больше приобрести знаний.
4. Необходимость местоимения в главной части в качестве соотносительного слова обнаруживается и в том случае, когда оно включается в перечислительный ряд: Все было отлично - и то, что я впервые уезжаю один в лагерь, и то, что уезжаю далеко, куда-то под Смоленск, на неизвестную реку Вопь, и то, что пробуду там все лето, а значит, не поеду с матерью в какую-нибудь деревню, где она опять будет пичкать меня с утра до вечера парным молоком и следить за каждым моим шагом (С. Бар.).


-->
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация

Поиск





курсы фитнес инструкторов онлайн На сегодняшний день фитнес тренер – это модная и востребованная профессия, которая позволяет заниматься любимым делом энергичным, спортивным людям с активной жизненной позицией. Чтобы овладеть мастерством фитнес тренера, необходимо окончить специализированные курсы.



Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Январь 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Архив записей

Друзья сайта


Copyright © 2009- Русский язык в школе
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru