Меню сайта



Наш опрос
В каком классе вы учитесь и какие материалы по русскому языку вы хотели бы видеть
Всего ответов: 33081

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Членение предложения и порядок слов


Синтаксическое и актуальное членение предложения

Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе члены предложения, занимающие определенные синтаксические позиции. Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть членение синтаксическое. При таком членении выделяются структурное ядро предложения (подлежащее и сказуемое) и распространяющие его члены.
Однако, реализуясь в речи, предложения в качестве конкретных единиц сообщения оформляются в соответствии с определенным коммуникативным заданием. Целенаправленность сообщения приспосабливает синтаксическую структуру предложения к конкретным нуждам ситуации. Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение предложения (термин чешского лингвиста В. Матезиуса).
Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. Термин "актуальное" подчеркивает, что членение существенно в данном контексте или данной ситуации. Например, в предложении Лещинский сразу узнал Корчагина (Н. Остр.) с точки зрения ситуации могут быть актуальными разные члены предложения. Главную коммуникативную цель может выражать словоформа Корчагина, она логически выделяется (при такой ситуации предложение как бы отвечает на вопрос: Кого узнал Лещинский?). Однако в другой ситуации цель сообщения может быть иной, например, говорящего интересует вопрос о том, как скоро Лещинский узнал Корчагина; тогда, приспосабливаясь к данной ситуации, предложение будет построено так: Лещинский узнал Корчагина сразу (ср. вопрос: Как скоро Лещинский узнал Корчагина?). Возможна и еще одна ситуация (вопрос: Кто узнал Корчагина?), когда интерес представляет лицо, опознавшее Корчагина; тогда логический акцент в предложении опять-таки сместится: Корчагина сразу узнал Лещинский.
Итак, в каждом из вариантов предложений (с разными фразовыми ударениями и разным порядком слов) отчетливо выделяются две части: исходный пункт высказывания, который часто бывает известен или может угадываться по ситуации, и вторая часть, которая содержит именно то, что представляет собой главную коммуникативную цель высказывания; последняя чаще всего содержит нечто новое, неизвестное слушателю (в последнем варианте нашего примера исходным пунктом будет компонент Корчагина сразу узнал, а цель сообщения заключается в компоненте Лещинский).
Исходный пункт высказывания называется темой, а компонент, передающий цель сообщения, - ремой. Членение предложения-высказывания на тему и рему и есть актуальное членение.
Как видим, одна и та же грамматическая структура предложения может давать несколько вариантов коммуникативной структуры с помощью актуального членения.
Главным средством передачи разного актуального содержания является порядок слов. Этот вывод можно сделать из анализа приведенных примеров: компоненты тема и рема располагаются в названном порядке, независимо от того, какими членами предложения они являются. Так, актуальное членение может разойтись с грамматическим, поскольку функции словоформ как членов предложения, за исключением некоторых случаев (см. ниже), от перестановки мест не меняются. Последовательность "тема - рема" с точки зрения коммуникативной структуры предложения есть прямой (или объективный) порядок слов. Если рема помещается перед темой, имеем обратный (или субъективный) порядок слов. В последнем случае для сохранения коммуникативной структуры предложения необходимо особое выделение ремы, которое и подчеркивает ее необычное расположение. Ср. варианты: Лещинский сразу узнал Корчагина (обычное расположение: Сразу узнал Корчагина Лещинский); Корчагина сразу узнал Лещинский (ср.: Лещинский сразу узнал Корчагина).
Следовательно, вторым средством выражения актуального членения, как показали примеры с разным фразовым ударением, является интонация.
Наряду с этими выразителями актуального членения используются и дополнительные средства, в частности некоторые разряды частиц: частица не, например, всегда сопутствует реме (ср.: Отец не приедет завтра; Отец приедет не завтра; Не отец приедет завтра); частицы а, же обычно выделяют тему: Все отправились на рыбалку. Петя же остался дома; частицы лишь, только сопровождают рему: Второй улицы вбок от перекрестка он видеть не мог. Лишь вдалеке по дороге на станцию виднелись человеческие фигуры (Н. Остр.).
Итак, приведенные примеры показывают, что синтаксическое членение предложения фиксирует его формально-грамматическую структуру (главные члены и их распространители), а актуальное членение - структуру коммуникативную (компоненты тема и рема). Обе эти структуры могут накладываться друг на друга, при совпадении темы с группой подлежащего и ремы с группой сказуемого, и расходиться, если, например, подлежащее или какой-либо второстепенный член предложения окажется в позиции ремы.
Регулируются взаимоотношения разных уровней членения прежде всего порядком слов (совместно с интонацией). Порядок слов не имеет различительной функции на уровне синтаксического членения предложения (за исключением отдельных случаев, о которых см. ниже) и потому считается свободным, однако на уровне актуального членения порядок слов выступает в различительной функции и поэтому не может быть свободным.

Коммуникативное, синтаксическое и стилистическое значение порядка слов

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).
В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. Например: В двух шагах от цепочки запорошенные снегом следы. Здесь прошел человек (Н. Остр.). Во втором предложении слово здесь оказалось вначале, так как оно повторяет ту информацию, которая уже была дана в предшествующем предложении, и потому заключает в себе тему; следующее сочетание - прошел человек - находится во второй позиции и представляет собой рему, именно она и актуализируется. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме (независимо от того, какие это синтаксические члены предложения) считается прямым порядком слов. И, следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением. Ср.: Человек прошел здесь.
Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. Например, в предложении Мать любит дочь синтаксическая функция обоих существительных определяется их местом в предложении: в слове мать мы усматриваем форму именительного падежа и приписываем этому слову функцию подлежащего; в слове дочь мы находим форму винительного падежа и определяем это слово как прямое дополнение. При перестановке слов в этом предложении (Дочь любит мать) синтаксическая функция первого существительного переходит ко второму, и наоборот. В так называемых предложениях тождества (в которых отождествляется два представления, обозначенные главными членами предложения) перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли, например: Киев - мать городов русских и Мать городов русских - Киев; Учиться - наша задача и Наша задача - учиться. Ср. также: Ребенок вернулся больной (больной - именная часть составного сказуемого) и Больной ребенок вернулся (больной - определение); Холодный вечер (холодный - определение, само предложение односоставное номинативное) и Вечер холодный (холодный - сказуемое, предложение двусоставное).
Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности, ср.: присутствует двадцать человек - присутствует человек двадцать.
Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. Ср.: Ты мне напомнишь об этом. - Напомнишь мне об этом ты (усиливается смысловая роль подлежащего ты); Я не уверен в его намерениях. - Не уверен я в его намерениях (усиливается смысловая роль сказуемого не уверен); Он вспоминал бабушку, читая эти чудесные сказки. - Бабушку вспоминал он, читая эти чудесные сказки (усиливается смысловая роль дополнения бабушку); Вы мне дали интересную книгу. - Книгу вы мне дали интересную (усиливается смысловая роль дополнения книгу и определения интересную); Я охотно принял это предложение. - Я принял это предложение охотно (усиливается смысловая роль обстоятельства образа действия охотно). Как показывают приведенные примеры, в наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.
При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Место подлежащего и сказуемого в простом предложении

В повествовательном предложении подлежащее обычно находится впереди сказуемого (последнее является постпозитивным), например: Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице (П.); Они вошли во дворик перед бараком (Л. Т.).
Однако в ряде случаев, не носящих характера инверсии, сказуемое предшествует подлежащему (является препозитивным).
Сказуемое ставится впереди подлежащего в описательных текстах, например: Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (М. Г.).
Подлежащее, обозначающее отрезок времени или явление природы, обычно стоит после сказуемого, выраженного глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т.д., например: Прошло сто лет (П.); Пришла весна (Л. Т.); Была грустная августовская ночь (Ч.).
Сказуемое обычно предшествует подлежащему в авторских ремарках, имеющихся в драматических произведениях, например: Уходят все, кроме Ани и Дуняши (Ч.).
В авторских словах, стоящих в середине или после прямой речи, обычным является порядок слов, при котором сказуемое предшествует подлежащему, например: "А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, - есть еще порох в пороховницах?" (Г.); "Я не странный", - ответил мальчик грустно (Кор.).
Если в начале предложения имеется обстоятельство места или обстоятельство времени (детерминанты), то сказуемое обычно препозитивно, например: Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор (П.); Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый (Т.). Однако подлежащее-местоимение в этих случаях чаще всего препозитивно, например: За завтраком я украдкой взглядывал то на отца, то на мать (Т.).
Сказуемое часто препозитивно в предложениях вопросительных, побудительных, восклицательных, например: Не влюблены ли вы? (Гр.); Не отнимай ты моей воли дорогой... (А. Остр.); Как худо его лицо, как коротки его волосы! (Л. Т.).

Место дополнения в предложении

Дополнение (приглагольное и приименное) обычно постпозитивно, например: Пришлю вам боеприпасов и табаку (А.Н. Т.); Около сотни рабочих занимались расчисткой пакгаузов и площадок (Аж.).
Препозитивное дополнение со значением лица, испытывающего состояние, часто встречается в безличных предложениях, например: Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета (Л. Т.); Меня влекло на Волгу, к музыке трудовой жизни (М. Г.).
При наличии нескольких дополнений при одном управляющем слове дательный лица (косвенное дополнение) обычно предшествует винительному объекта (прямое дополнение), например: Он прицелился и прострелил мне фуражку (П.); Клим поцеловал ей руки (М. Г.).

Место определения в предложении

Согласованное определение обычно препозитивно, например: Налево чернело глубокое ущелье... (Аж.); ...Он на твоих боках вымещал свое горе - горе своей жизни (М. Г.); Становилось жутко в этих замолчавших комнатах... (С.-Щ.).
Постпозиция согласованного определения обычна при его обособлении, например: Ум, направленный на одно отрицание, беднеет, сохнет (Т.). Поэтому определение при личном местоимении в подавляющем большинстве случаев постпозитивно, например: Все они, перепуганные, лежали в густой траве до сумерек (Шол.).
Постановка согласованного определения после определяемого существительного служит стилистическим целям: придает речи характер народного повествования, оттенок торжественности, архаичности и др. Например: Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов); Я думаю только о фабрике, о делах, о невесте моей (М. Г.).
При наличии нескольких определений, выраженных качественными и относительными прилагательными, ближе к определяемому существительному ставится относительное прилагательное как выражающее более существенный или постоянный признак, например: Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза (П.); Игнат был одет в толстое осеннее пальто из мохнатой материи... (М. Г.).
Определения-местоимения предшествуют другим определениям, например: моя младшая сестра, этот интересный роман, какой-то незнакомый человек, все неизданные стихотворения и т.д. Определительные местоимения предшествуют другим местоимениям, например: каждое твое слово, все эти книги. Местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: в том самом месте.
Несогласованное определение, как правило, постпозитивно, например: В дверях нашей "детской" комнаты появляется высокий юноша с красивым и умным лицом (Ард.); Началась самая бешеная скачка вперегонку... (М.-С.); А Фома воодушевлялся желанием говорить что-то правильное и веское... (М. Г.).
Несогласованные определения, выраженные личными местоимениями в роли притяжательных, препозитивны, например: Никто не дерзал отказываться от его приглашения... (П.). Препозитивны также некоторые несогласованные определения, выраженные устойчивыми сочетаниями, например: золотых дел мастер, добрейшей души человек, ордена Дружбы народов академический театр и т.п.
Согласованное определение обычно предшествует несогласованному например: Шелковистая, с выспевающими семенами трава была почти по пояс в заливном месте (Л. Т.). Но несогласованное определение, выраженное личным местоимением с притяжательным значением, предшествует согласованному определению: Его черная, ничем не покрытая голова... так и мелькала в кустах (Т.).

Место обстоятельств в предложении

Обстоятельства образа действия, выраженные наречиями на -о, -е, обычно препозитивны, например: Одна из волн игриво вскатывается на береги, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима (М. Г.).
Обстоятельства образа действия, выраженные именем существительным в наречном значении, обычно постпозитивны, например: Круглые, низкие холмы... разбегаются волнами... (Т.).
Постпозитивны также обстоятельства, выраженные наречиями, сочетающимися с немногими глаголами (лежать ничком, ходить пешком, упасть навзничь и т.п.), например: Я шел пешком и поминутно останавливался... (П.); Лошади шли шагом (Шол.).
Обстоятельства меры и степени обычно препозитивны, например: Любопытство мое сильно было возбуждено (П.); Она уже трижды ходила просить свидания с Павлом... (М. Г.).
Обстоятельства времени обычно препозитивны, например: Казалось, что все издавна привыкли, сжились со своим положением... (М. Г.); В тот день я получил от него подарок - пять фотографий (Ард.).
Обстоятельство места также обычно препозитивно, например: Огни везде погашены (П.); Язык до Киева доведет (посл.).
Часто при этом обстоятельство места стоит в начале предложения, например: Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы... (Т.); Издалека доносилась песня - девичьи голоса (А.Н. Т.).
Постпозиция обстоятельства места обычна в тех случаях, когда оно необходимо для полноты высказывания, например: Мы живем на берегу Москвы-реки (Пришв.); Иван Капитонович жил неподалеку от нас (Ард.).
При наличии в предложении обстоятельства времени и обстоятельства места в роли детерминантов оба они ставятся в начале предложения, причем обстоятельство времени предшествует обстоятельству места, например: Нынешний год из Москвы одна только княгиня Лиговская с дочерью... (Л.); В полдень над озером собралась гроза (Пауст.). Или же на первом месте ставится обстоятельство времени затем подлежащее, за ним сказуемое и, наконец, обстоятельство места, например: Через полтора часа они приехали в Петербург (П.); Вечерами брат и сестра обыкновенно сидели дома (Ч.).
Обстоятельство причины чаще бывает препозитивным, например: И все почему-то вздохнули (Ч.); Две девушки от страха плакали (Пан.); ...У острова дурачина рыбак сослепа в тину попал... (Гонч.).
Обстоятельство цели употребляется как препозитивно, так и постпозитивно, например: Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром (Л.); Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей... (Ч.). В этих случаях порядок обстоятельственных слов связан с морфологическим их выражением (инфинитив в роли второстепенных членов предложения обычно постпозитивен).

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Русский язык в школе - это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Русский язык 5 класс

Изучая русский язык в 5 классе, ученики должны максимально усваивать и отрабатывать пройденный материал. Начальные знания по морфологии и офрографии будут залогом дальнейшего успешного изучения русского языка.

Русский язык 6 класс

- это промежуточный этап в изучении Русского языка. Как бы и повторение за 5 класс (часть разделов синтаксиса, лексики, морфологии, связная речь и пунктуация), но и уже более серьёзная подготовка и более обширный изучаемый материал. Стандарт 6 класса - это не только знания и способность уже самостоятельно разбираться в пунктуации и частично стилистике. 6 класс - это твердая основа для последующих лет обучения.

Русский язык 7 класс

Программа по русскому языку за 7 класс обучения включает следующие аспекты:
Погружение и углубление пройденного за 5 класс и 6 класс изучения
Ученики по программе должны уметь пользоваться словарями, производить разбор различных частей речи, составлять предложения с разными способами связи между частями. 7класс – это один из наиболее трудных годов изучения русского языка по той причине, что ученик находится на сложном этапе своего физико-психического развития.

Русский язык 8 класс


В 8 классе часы по русскому языку сокращаются и это уже не столь длительный процесс за весь учебный год. Ученики довольно прилично владеют не только разбором и составлением предложений, употребляя различные словоформы и соединяя разные части речи, но и самостоятельно оттачивают свои навыки при написании диктантов и сочинений.

Русский язык 9 класс


В 9 классе на изучение русского языка отводится в два раза меньше времени чем в 8 классе. Это связано, скорее всего, с циклом обучения. Я бы не стал довольно прохладно относится к этому явлению, т.к считаю, что занятия русским языком и литературой должны продолжаться интенсивно на всех образовательных этапах человека. Итак, за 9 класс ученики, пройдя цикл уроков должны усвоить и знать, примерно, следующее: уметь проводить фонетический разбор, стилистический, что гораздо важнее, т.к это открывает возможность насладиться литературными произведениями с точки зрения стилистики русского языка; морфемный, синтаксический и морфологический разборы

Русский язык 10 11 класс

Заключительная часть образовательного процесса в изучении русского языка 10 и 11 классах.
Часы по-прежнему урезаны и составляют то же количество времени, что и в 8 классе, но стоит заметить, что ученики 10 11 классов становятся более самостоятельными и подходят к образовательному процессу более серьезно, чем в 8 9 классе. Это связано, скорее всего, с тем, что молодые люди начинают задумываться над своей дальнейшей судьбой. Вопрос поступления в ВУЗ , конечно, не стоит остро, но родители начинают интересоваться и советовать куда двигаться дальше.
Программа изучения русского языка в 10 11 классах направлена в итоге на то, чтобы знания по стилистике, орфографии, пунктуации, речи и синтаксису максимально способствовали свободе ученика в написании эссе, сочинений, диктантов.

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


    Все права сайта посвященного русскому языку в школе, а именно следующим годам обучения - 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 11 класс принадлежат свободному сообществу учеников одной из школ нашего города© 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz